Мозаика из яичной скорлупы своими руками. Мастер-класс для детей

Мозаика из яичной скорлупы своими руками. Мастер-класс для детей

Мастер - класс изготовления мозаики из яичной скорлупы. Анютины глазки

Анютины глазки в технике кракле

Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии № 1503 г. Москвы
Много столетий назад китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи стали применять скорлупу яиц при создании своих миниатюр. Они обратили внимание на то, что при надавливании на скорлупе образуется красивый рисунок из тончайших трещинок, делающих заготовки похожими на поверхность растрескавшейся скалы или древней стены. Скорлупу стали использовать в лаковой живописи для изображения различных построек и крон цветущих деревьев. Мастера Востока сумели превратить главный недостаток яичной скорлупы - хрупкость - в ее основное художественное достоинство.
Вообще украшение фона сеточкой из трещин используется не только в мозаике из яичной скорлупы, но и в других декоративных ремеслах. Такой узор можно увидеть на глиняной посуде, покрытой специальной глазурью, или на расписанной вручную ткани. Вне зависимости от того, на каком материале они выполняются, такие трещинки всегда называют кракелюрами, а техника создания узора из трещинок, создающего эффект старины, называется КРАКЛЕ.
В отличие от игрушек из яичной скорлупы, мозаика кракле из того же материала прочна и долговечна. Если работать аккуратно, тщательно отделывать даже небольшие детали мозаичного набора, можно научиться мастерить поделки, ничуть не уступающие покупным сувенирам. Орнаментом из яичной скорлупы отделываются не только плоские предметы - всевозможные шкатулки и настенные панно, но и заготовки, выточенные на токарном станке - вазочки, карандашницы, декоративные блюда и тарелки.
Попробуем изготовить из яичной скорлупы мозаичную картинку цветов АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ.
Цель:
Создание мозаики из яичной скорлупы.
Задачи:
Научить детей работе с яичной скорлупой, овладению техникой кракле.
Вызвать интерес к данной технике.
Развивать воображение, творческие способности.
Выполнить картинку с изображением цветов анютины глазки.
Предназначение:
Материал расчитан на детей 6-7 лет.
Назначение:
Картинку можно преподнести в качестве подарка, можно украсить интерьер.
Предварительная работа:
Скорлупу от сырых яиц хорошенько промыть тёплой проточной водой, снять плёночки с внутренней стороны. Высушить скорлупу.
Материалы:
Альбомный лист, простой карандаш, маркер или фломастер, клей ПВА, либо канцелярский,подготовленная яичная скорлупа, акварельные краски и кисточка, баночка с водой и деревянная палочка.

Ход работы

Фиалка трехцветная, или Анютины глазки - популярнейшее садовое растение, распространенное в умеренных областях Азии и в Европе.Цветок окрашен характерно: верхние лепестки темного сине-фиолетового цвета, два средних лепестка более светлые или желтые, нижний лепесток - желтовато-белый или желтый, с голубоватым шпорцем.

Рисуем на альбомном листе цветы, в нашем случае Анютины глазки.


Покрываем лепесток клеем


На клей аккуратно укладываем скорлупу яйца. Берём большую скорлупу и, начиная от края надавливаем пальцем руки на скорлупу, чтобы она покрыла наклеенную поверхность. Нужно следить, чтобы обломки скорлупы были не очень большими и не очень маленькими.


Можно помочь себе деревянной палочкой или пинцетом, чтобы скорлупа укладывалась ровнее.


Укрытые скорлупой лепестки обводим чёрным фломастером, чтобы границы лепестков не сливались.


Намазываем клеем следующие лепестки и аналогично укладываем скорлупой.


В цветке Анютиных глазок по 5 лепестков, укрываем весь цветок и обводим по контуру.


Таким образом укладываем мозаикой весь рисунок.




Теперь разомнём скорлупу яйца мелко в блюдце.


Покрываем весь рисунок, уложенный скорлупой, клеем. Сверху на клей посыпаем мелкой скорлупой, чтобы заполнить пустые места между скорлупками.


Возьмём гуашевые краски и приступим к окрашиванию наших цветочков.


Жёлтой краской окрашиваем один цветочек.



Фиолетовой краской окрашиваем другой цветочек.



Когда жёлтый цветочек высохнет, можно нанести оттенки на цветочек.


Зелёным цветом раскрашиваем листочки и бутончики.


В итоге получается вот такая мозаика.


И анютиных глазок стая
Бархатистый хранит силуэт -
Это бабочки, улетая,
Им оставили свой портрет.
Анна Ахматова

Для работы над мозаикой нам понадобится скорлупа. Поэтому мой совет начинающим — скорлупу начинайте собирать заранее, вам потребуется большое количество. Хочу отметить — это не мастер-класс. Просто описание технологии, идеи, рассказ о том как я делаю это своими руками. У вас получится, уверена, не хуже.

Картина из яичной скорлупы

Вы едите яйца? А во время Пасхи? Даже если вы небольшой любитель этого продукта, на этот весенний праздник принято их есть, обмениваться красивыми окрашенными яйцами.

Сохраните все яичные отходы — скорлупу — после праздников. Потому что с ее помощью получаются очень красивые картинки.

Мы будем делать вот такое шикарное яркое цветное мозаичное панно для интерьера. Это мозаика из яичной скорлупы крашеных куриных яиц — можно сделать ее своими руками, не потратив ни копейки.

Наше произведение искусства будет очень дешевым, разве что делать его долго. Ведь материалом будет служить мусор, который обычно сразу идет в помойку.

Не знаю как где, но у нас в Германии повсеместно помимо свежих яиц в магазинах продаются также вареные, так вот они всегда без исключения разноцветные, крашеные. Цвета всякие, бывают специально неровно покрашенные, разводами

Яичная скорлупа для мозаики

Если праздник Пасхи давно позади или еще далеко впереди, ничего страшного - подойдет любая скорлупа белых яиц, ее мы покрасим сами, хоть акриловыми красками, хоть луковой шелухой, да чем угодно. Яичная коричневая скорлупа тоже может быть использована как есть, только для более темных оттенков. Теоретически можно попробовать перепелиную, но она более тонкая, а также хрупкая и в крапинку, хотя возможно, что для чего-то будет полезна.

У меня есть еще одна мозаичная картинка, где использована та же самая техника, картина «Влюбленные», ссылка в самом низу после статьи.

Для наших целей подойдут по-разному окрашенные яйца, но мне особенно нравятся однотонные чистые цвета. Во многих пособиях можно прочесть, что для мозаичных работ годится только сырая скорлупа, от невареных яиц, но я делала по-разному, вот только пленку со внутренней стороны старалась удалять, проводя по ней несколько раз пальцем с небольшим нажимом, тогда она просто скатывается в комочки, ее просто можно убрать. Если она засохнет, то сделать это будет гораздо сложней, а то и вовсе невозможно.

Мозаика из крашеной яичной скорлупы Тоскана

Рисунок мозаикой можно выложить не только на плоской поверхности, ее успешно делают на выпуклых шарах, посуде — декоративных тарелках, вазах, бутылках, ею можно украсить цветочные горшки, рамку для картины или фотографии.

Яркий рисунок солнечной Тосканы очень подошел для творчества графичностью линий, четкими границами полей, кипарисов, оттенками неба и домиков.

Технология мозаики из скорлупы яиц для начинающих

Моя технология изготовления плоских изделий с использованием скорлупок проста, как всегда.

  • Берется плотная основа, ею может служить что угодно, картонка, фанера, пластик.
  • Сначала основание нужно загрунтовать, покрыть черной акриловой краской. Акрил в принципе может быть любого цвета, это зависит от задумки, хоть белый, черный создает на мой взгляд более интересный контрастный рисунок.
  • О мотиве-шаблоне или просто образце надо позаботиться заранее, придумать или найти в интернете. Разметить контуры на нашей основе. Можно острым мелком, я делаю обычным мягким карандашом, он виден — поблескивает на черном акриле.
  • Далее - начать выкладывать цветные скорлупочные кусочки соответственно рисунку, приклеивать их клеем. Обычно использую клей типа ПВА, его разновидностей много, самый дешевый называется школьным (Schulkleber), продается в любом канцелярском магазине в небольшом пластиковом флакончике - стоит недорого, около 1 евро. Цвет у него такой же беловатый, по запаху тоже напоминает ПВА. На вкус - понятия не имею. :)

Работа со скорлупой — это очень кропотливый вид рукоделия. Для ускорения дела я беру сразу большие кусочки (где это допускает рисунок), намазываю их с внутренней стороны клеем, прижимаю к основе, чтобы они потрескались более мелкими, а потом, пока клей не схватился, раздвигаю их иголочкой так, чтобы между ними были равные промежутки, через которые будет красиво просвечивать черная акриловая краска, создавая эффект кракле. Кстати, если пленка предварительно не будет очищена, то уже на этом этапе она будет некрасиво видна на темном фоне.

Некоторые наклеивают белые яичные осколки скорлупы вплотную к белому основанию, а потом наносят рисунок поверх, это тоже возможно. Мне больше нравится нарочитая декоративность изделий со скорлупой и с черными трещинками.

Когда весь рисунок нанесен, нужно дать клею хорошо просохнуть, например, оставить на ночь. Теперь осталось только нанести последние штрихи, чтобы наша яичная мозаика со скорлупой заиграла.

Я покрываю поверхность несколькими слоями акрилового лака. Он хорош тем, что практически ничем не пахнет. Но все равно, работать лучше в хорошо проветриваемом помещении. Как только один слой просохнет, наносим следующий. Делаю 3-4 слоя лака, этого достаточно. Мозаика приобретает прочность и блеск.

Есть еще техника кракле, которую тоже можно сделать самостоятельно, при этом яичную белую скорлупу сначала выкладывают, а потом, когда клей высохнет, ее расписывают красками. Трещинок контрастного цвета при этом не остается, поскольку они закрашиваются, но неровная фактура остается.

Сверху точно так же работу можно покрыть лаком. Работа получается интересная, «потрескавшаяся», напоминающая картины древних мастеров. Скорлупой выкладывается фактура поверхности.

Как подобрать рамку для работы из скорлупы

Теперь самое главное — подобрать рамочку для нашего панно. Мозаика с яичной скорлупой обязательно должна быть обрамлена. Те, кто занимается живописью, советует покупать рамку, когда картина уже будет готова, а не наоборот.

Советую заранее узнать в магазине каких стандартных размеров бывают рамочки, чтобы не промахнуться с выбором основы. Ведь если размер будет совсем нестандартный, то готовые рамы не подойдут для панно с использованием скорлупы, придется делать самим (хорошо, если кто сам умеет) или на заказ — тогда это обойдется намного дороже.

Со светлым праздником Пасхи вас!

Вас может заинтересовать:

Яйца мы все употребляем в пищу. Если не выбрасывать, а постепенно собирать все отходы, то можно на листе картоне самим выложить рисунок разной формы осколками скорлупы обычных яиц натурального цвета — белых или коричневых. Или вообще использовать только белые — на черном фоне белая мозаика смотрится великолепно! Игра света и тени.

Тут собраны работы в основном вьетнамских мастеров из яичной скорлупы натуральных цветов, посаженой на клей, основанием может служить плотный картон, деревянная дощечка или любая другая неплоская поверхность, такая как, например, у вазы. Покрытие многими защитными слоями, их может быть до двадцати. Белые осколки на черном фоне.

Украсить интерьер можно как яичной скорлупой, так и обычной стеклянной мозаикой, она тоже хорошо выглядит на неровных поверхностях. С помощью мозаичных плиток из стекла видоизменить вазы можно очень просто. Никакого рисунка не понадобится, мы создим его цветными стеклышками. В посте вы найдете еще один, я бы сказала, даже более необычный метод покрытия внутренности чаши зеркальной мозаикой.

Вы когда-нибудь бывали в питерском мозаичном дворике? Расположен он в центре, рядом с Летним Садом, почти у Невы, на улице Чайковского. Ничем не примечательный снаружи, похожий на тысячи других таких же. Но как только войдешь внутрь… Перед тобой открывается нечто необычное, яркое, будоражащее фантазию. Мозаики там везде — на фасадах домов, стенах, в подъездах, на бордюрах, детской площадке. Это надо видеть!

Анна Никитина

Цель : научить выполнять мозаику из яичной скорлупы по замыслу , уметь оформлять работу.

Задачи : Развивать умение планировать и последовательно выполнять свои действия при изготовлении мозаики из яичной скорлупы ; учиться изготавливать простую поделку своими руками; умение пользоваться хрупкой яичной скорлупой .

1. Формировать интерес к данному виду искусства.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать самостоятельность и терпение.

4. Провести инструктаж по техники безопасности.

Применение : В мероприятии участвовали дети с 1 по 6 класс, три девочки и три мальчика.

Материалы и инструменты для поделок из яичной скорлупы :

Яичная скорлупа , одноразовые маленькие тарелочки, гуашевые краски, акриловые краски, простой карандаш, ластик, кисточка, клей "ПВА",акриловый бесцветный лак, зубочистка, фломастеры .

Пошаговый процесс выполнения работы.

Сначала необходимо подготовить материал. Собирали яичную скорлупу с детьми в нашей столовой, потом промывали в теплой воде и сушили на подоконники.

Для изготовления мозаики из яичной скорлупы своими руками , нам потребовалось одноразовые тарелочки с рисунками которые дети рисовали сами. Теперь начинаем приклеивать скорлупу . Для этого смазываем небольшой фрагмент рисунка клеем ПВА и кладем сверху кусочек скорлупы . Если скорлупка слишком большая , то надо всего лишь надавить сверху палочкой, скорлупа треснет и распадется на несколько мелких кусочков. Дети старались следить за тем, чтобы между скорлупками было примерно одинаковое расстояние. Заполнив один фрагмент рисунка, переходим к следующему.

После заполнения всего рисунка, отложили нашу мозаику на подоконник до полного высыхания клея, затем дети оформляли фон и раскрашивали сделанную мозаику из яичной скорлупы . Ждем когда высохнет мозаика , законченную мозаику покрываем акриловым бесцветным лаком.

Публикации по теме:

Это наш с детьми первый опыт работы не только в технике декупаж, но и в технике мозаика. Процесс оказался трудоемким, длительным. Но это.

Аппликация из яичной скорлупы-это очень интересное и увлекательное занятие, так как для поделок не требуется много затрат. Яичную скорлупу.

Мастер - класс по аппликации «Зимующие птицы» в технике «Бумажная мозаика».

Мастер-класс по искусству мокрого валяния для детей 6–7 лет «Мягкая мозаика» Назначение мастер - класса: изготовление практичной валяной вещи. Возраст детей: 6 - 7 лет. Время изготовления: 30 минут. Цель мастер.

Детям очень нравится конструировать разных животных, насекомых, птиц. Предлагаю вам вместе с нами изготовить паучка. Следуя нашим советам.

Мастер-класс в технике обрывная мозаика " Колокольня Воскресенского Собора". Мы живём в красивом городе - Шуя, Ивановская область. Большой.

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

Выразительность мозаике "кракле" придают так называемые кракелюры - трещины, образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.



Заготовка яичной скорлупы

Собранную скорлупу опускают на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промывают в проточной воде. Обычно используют скорлупу от сырых яиц, прошедшая тепловую обработку скорлупа теряет твердость, поверхность ее становится более рыхлой и менее пригодной для дальнейшей работы.(Но: для детских мозаик можно использовать любую скорлупу, в том числе и от вареных яиц, например, ту, что осталась от пасхальных яиц.)

Для использования чисто мозаичных технологий, то есть создания картин из кусочков скорлупы, нужно отделить пленку от скорлупы. Высушить скорлупки и их части, покрасить их целиком (подойдут красители для тканей, ряд пищевых красителей), затем хранить в сухой чистой посуде рассортированными по цвету. Обычно скорлупа прокрашивается неравномерно, что создает большой выбор цветов и оттенков для мозаичной работы.

Для создания мозаичного эффекта или эффекта кракелюра скорлупу не очищают от пленки, а расправляют на листе бумаги. Внутреннюю поверхность скорлупы смазывают тонким слоем клея, например ПВА (рис. 1, а). Затем раскладывают смазанные клеем скорлупки на тонком листе бумаги (желательно цветной) и прижимают сверху ровной дощечкой (рис. 1, б). Примерно через минуту откладывают дощечку в сторону и каждую скорлупку с усилием проглаживают деревянной гладилкой (рис. 1, в). Гладилка представляет собой стержень из твердого дерева, косой срез которого отполирован до блеска. Отдельные куски скорлупы расколются при этом на более мелкие части, которые будут плотно прилегать к бумаге.



После этого сверху снова накладывают дощечку и придавливают ее тяжелым грузом (рис. 1, г). Через две-три минуты, когда клей схватится, бумагу вместе с наклеенной на нее скорлупой смазывают тонким слоем мучного или крахмального клейстера. На смазанную клейстером поверхность скорлупы кладут папиросную бумагу и тщательно разглаживают ладонями (рис. 1, д). Сверху накладывают груз и дают клею высохнуть в течение нескольких часов (рис. 1, е).

Расклеив таким способом всю заготовленную скорлупу, листы складывают в папку. В таком виде их можно хранить очень долго. Преимуществом такой подготовки скорлупы является возможность вырезать из листы детали будущего изображения обычными ножницами.

На цветном или темном фоне силуэты наклеенной скорлупы хорошо видны даже сквозь папиросную бумагу. Это дает возможность правильно ориентироваться при раскрое заготовок, на которых нарисованы контуры мозаичных элементов. Силуэт наклеенной скорлупы неповторим, он может дать толчок воображению художника. В него можно вписать контуры различных животных, человеческие фигуры, строения, машины, растения, и многое другое (рис. 1, ж). Нарисовав на скорлупе найденные, например, контуры рыбы, обрезают скорлупу ножницами вокруг силуэта, не стараясь проработать мелкие детали. Ножницами скорлупу легко резать по прямым и кривым линиям только с внешней стороны (рис. 1, з). Всевозможные выемки, вогнутые вырезы и отверстия выполняют скальпелем или резаком, а также сверлами после наклеивания скорлупы на основу-подложку.

Можно заготавливать скорлупу, имеющую различные естественные цветовые оттенки. Эти цвета могут быть использованы, например, в работе над мозаичным панно по мотивам древней архитектуры. Скажем, в распоряжении мастера имеется белая, коричневая и кремовая скорлупа. Белая скорлупа подойдет для имитации снега, белокаменных стен, коричневая для крепостных стен и башен, а кремовая для строений, находящихся внутри крепости. Это, конечно, примерная раскладка.

Мозаика из скорлупы прямым набором

Окрашенная скорлупа ломается на кусочки с помощью пинцета. При нарабатывании навыка сколупу можно ломать достаточно точно, получающиеся элементы будут иметь определенную форму - треугольники, квадраты, тонкие полоски. В зависимости от творческих задач и масштабности работы иногда имеет смысл сначала заготовить кусочки скорлупы, рассортированные по цвету, и затем приступать к выполнению мозаики. Для небольших камерных работ отламывание элементов можно производить непосредственно в процесс набора по мере необходимости.

На плотный картон или лист пластика наносится мастика или клеевой состав. Затем осуществляется прорисовка контура рисунка. Кусочки скорлупы укладываются пинцетом на место в соответствии с рисунком. Работа высушивается и затем покрывается бесцветным лаком. Для быстросохнущих клеев можно с помощью кисточки наносить клей на скорлупу или непосредственно на место приклейки элемента, но этот способ более трудоемкий и затратный по времени.

Выполнение мозаики удалением скорлупы



Все работы выполняются на отдельных дощечках, играющих роль основы мозаичного набора - подложки. Подготовленную скорлупу разрезают на многоугольники с прямыми сторонами (рис. 2, а). При этом стараются, чтобы они по возможности имели прямые углы. Это упростит подгонку их наклейке на основу. Одну из сторон дощечки оклеивают скорлупой сплошь, тщательно подгоняя друг к другу вырезанные многоугольники. Каждый многоугольник как можно плотнее прижимают к основе гладилкой.



Технология мозаики кракле

Затем на приклеенной к дощечке скорлупе рисуют простым карандашом контуры задуманного изображения (рис. 2, б). На рисунке показана последовательность выполнения мозаичного набора с изображением слона. На участках, где должен быть фон, лишняя скорлупа удаляется различными режущими инструментами. Для сверления глухих отверстий применяют буравчики или небольшую дрель. Резьбу, а также скалывание скорлупы выполняют скальпелем или ножом-косяком. Гравировку наносят штихелями. Работу начинают со сверления (рис. 2, в1), затем выполняют гравировку по карандашным линиям (рис. 2, в2), после чего приступают к скалыванию скорлупы в участках, отведенных под фон. Закончив механическую обработку, удаляют с поверхности скорлупы наклеенную на нее папиросную бумагу. Предварительно бумагу осторожно смачивают водой с помощью кисти (рис. 2, г1). Через некоторое время размокшая бумага легко отделяется от скорлупы (рис. 2, г2). В местах стыковки иногда остаются небольшие швы, в которые вклеивают мелкую скорлупу.

На следующем этапе работы над мозаичным набором приступают к выявлению кракелюр. При этом фон окрашивается в какой-либо цвет, например в черный, темно-коричневый, темно-синий (рис. 2, г3). Для этих целей удобно использовать тушь. В состав туши входят спиртовой раствор шеллака, красители, глицерин, желчь и антисептики. Благодаря присутствию желчи - поверхностно-активного вещества - тушь легко проникает в мельчайшие трещины, увлекая за собой все остальные компоненты. Заполнив трещины между отдельными скорлупками, тушь не только окрашивает их, но и скрепляет между собой. Этому способствует шеллак, который после высыхания не растворяется даже водой.

Для справки: Кракле - сеть тонких трещин на какой-либо поверхности, прием визуального состаривания предметов интерьера с помощью специальных лаков, дополнительной обработки или использования скорлупы.
Кракелюр (французское craquelure) - трещинка красочного слоя или лака в произведении живописи или лаковом покрытии предмета декоративно-прикладного искусства.

Убедившись, что мозаичный набор окрашен равномерно, слегка влажной тряпкой или тампоном снимают лишнюю тушь с поверхности скорлупы (рис. 2, д1). Дождавшись, когда оставшаяся тушь высохнет окончательно, приступают к шлифовке мозаики мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке (рис. 2, д). Шлифуют поверхность скорлупы очень осторожно - ведь яичная скорлупа настолько тонка, что в отдельных местах ее можно легко снять полностью. Закончив шлифовку, наждачную бумагу заменяют обычной писчей. Она тоже обладает абразивными свойствами благодаря наличию в ней коалина и мела. Отполированная поверхность яичной скорлупы приобретает мягкий блеск и отдаленно напоминает старую слоновую кость или мрамор. Темный матовый фон подчеркивает и усиливает выразительность мозаичного набора (рис. 2,е).

Мозаичный набор с мастичным фоном



Если фон занимает в мозаичном наборе значительное место, как, например, в композиции с изображением сов, то нет смысла целиком оклеивать скорлупой поверхность украшаемого предмета (рис. 3,а). Ведь примерно половину наклеенной скорлупы придется потом удалять. В этом случае лучше оклеивать скорлупой только те участки, где будут непосредственно находиться мозаичные изображения.

Работу над мозаичным набором начинают с того, что подготовленный рисунок переводят на деревянную основу. Затем вырезают ножницами обобщенные силуэты из скорлупы и наклеивают их на основу. После высыхания клея лишнюю скорлупу (на нашем рисунке она заштрихована) удаляют скальпелем или резаком (рис. 3, б). Обычно следы резака портят поверхность фона, и на больших участках это очень заметно. Однако изъяны можно убрать, заполнив фон слоем специальной мастики вровень с наклеенной скорлупой (рис. 3, в). В качестве мастики используют чаще всего эпоксидный клей с наполнителем из графита, каменной пыли, кирпичного порошка. Окрашивать мастику можно любыми сухими пигментами, а также масляными красками.

Мастику осторожно наносят на участки фона деревянной лопаткой или скульптурной стекой. Как только мастика окончательно затвердеет, мозаичный набор осторожно выравнивают напильником. Затем мозаику смачивают чистой водой. Папиросная бумага, наклеенная клейстером на скорлупу, намокает и легко отделяется от нее. Остается только с помощью кисти и туши выявить на поверхности скорлупы кракелюры. Если мастика окрашена, например, в темно-синий цвет, то и для проявления кракелюр применяют синюю тушь (рис. 3, г). В заключении набор шлифуют и полируют. Вся поверхность мозаики, включая фон, обретает ровный мягкий блеск.



Мозаика с многоцветным фоном

Фон может не только подчеркивать красоту и выразительность материала, применяемого в мозаике, но и активно участвовать в цветовом решении композиции. При этом детали из скорлупы будут служить как бы перегородками, отделяющими один участок фона от другого (рис. 4, а).



Мастику трех цветов - коричневого, черного и красного - приготавливают в разных баночках. Вначале заполняют участки фона коричневой (рис. 4, б), а затем темно-красной мастикой (рис. 4, в). Для получения крапчатого фона черную мастику смешивают с размельченной в ступке скорлупой (рис. 4, г). Чтобы мастика не растекалась, по краям дощечки с мозаичным набором приклеивают бортики из тонкого картона. После затвердевания мастики бортики удаляют, мозаичный набор тщательно выравнивают напильником и снимают остатки папиросной бумаги. Скорлупу покрывают черной тушью. Как только она проникнет достаточно глубоко в трещины скорлупы, ее излишки удаляют слегка увлажненной тряпкой. Через несколько минут тушь высохнет, и набор отшлифовывают мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке, а затем полируют. Черный крапчатый фон мозаики будет казаться выполненным из множества отдельных скорлупок.

Применение скорлупы того или иного оттенка будет зависеть от характера изображения и задачи, стоящей перед художником.


Мозаика на токарных изделиях

Выполненные на токарном станке изделия из дерева можно с успехом декорировать мозаикой из яичной скорлупы (рис. 6). При вытачивании на заготовках заранее выбирают резцом небольшие углубления не более 0,5 мм. Элементы мозаики наклеиваются на украшаемую поверхность, тщательно притираются к ней гладилкой (рис. 6, а). Затем изделие с наклеенным на него мозаичным набором туго обматывают каким-либо жгутом (ремнем или веревкой), плотно укладывая виток к витку (рис. 6, б). Чтобы выступающий из под скорлупы клей не прилипал к жгуту, изделие заранее обертывают газетной бумагой.




После окончательного высыхания клея жгут удаляют, а участки, где не наклеена скорлупа, заполняют эпоксидной мастикой (рис. 6, в). Когда мастика затвердеет, приступают к шлифованию мозаичного набора. Шлифовать можно непосредственно на токарном станке, соблюдая необходимые предосторожности, или же вручную, укрепив наждачную бумагу на деревянной колодке с желобчатым углублением, соответствующим диаметру обрабатываемого изделия (рис. 6, г). После выявления на скорлупе кракелюр и последующей полировки, деревянные части изделия окрашивают в темный цвет морилкой. В завершение все изделие натирается восковой мастикой или же покрывается лаком и отполировывается.

Много столетий назад китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи стали применять это сырье при создании своих миниатюр. Они обратили внимание на то, что при надавливании на скорлупе образуется красивый рисунок из тончайших трещинок, делающих заготовки похожими на поверхность растрескавшейся скалы или древней стены. Скорлупу стали использовать в лаковой живописи для изображения различных построек и крон цветущих деревьев. Мастера Востока сумели превратить главный недостаток яичной скорлупы — хрупкость — в ее основное художественное достоинство.

Вообще украшение фона сеточкой из трещин используется не только в мозаике из яичной скорлупы, но и в других декоративных ремеслах. Такой узор можно увидеть на глиняной посуде, покрытой специальной глазурью, или на расписанной вручную ткани. Вне зависимости от того, на каком материале они выполняются, такие трещинки всегда называют кракелюрами , а техника создания узора из трещинок, создающего эффект старины, называется КРАКЛЕ .


В отличие от игрушек из яичной скорлупы, мозаика кракле из того же материала прочна и долговечна. Если работать аккуратно, тщательно отделывать даже небольшие детали мозаичного набора, можно научиться мастерить поделки, ничуть не уступающие покупным сувенирам. Орнаментом из яичной скорлупы отделываются не только плоские предметы — всевозможные шкатулки и настенные панно, но и заготовки, выточенные на токарном станке — вазочки, карандашницы, декоративные блюда и тарелки.

Попробуем изготовить из яичной скорлупы мозаичную картинку или, как говорят опытные художники,— мозаичный набор. Неподготовленное сырье для нашей мозаики больше похоже на мусор — это даже не целые яичные скорлупки, а всего лишь их неровные осколки. Нелегко представить, что из них можно сделать облицовочные пластинки, обладающие особым декоративным свойством и внешне напоминающие слоновую кость. Тем не менее это так.

Конечно, ребята, вам сразу захочется отделать мозаикой кракле конкретную вещь — украсить скорлупой шкатулку или вазочку. Не торопитесь. Давайте сперва потренируемся на небольших дощечках, а потом, овладев секретами ремесла, займемся более сложной работой. Кстати, если какая-либо учебная поделка окажется очень удачной, ее можно использовать как основу для маленького настенного панно или другого сувенира.

Вам понадобятся:

Прежде чем приступить к работе, надо запастись сырьем, то есть яичной скорлупой.

1. Обязательно промойте скорлупки в чуть теплой воде.

2. А потом опустите в раствор пищевой соды для того, чтобы обезжирить их поверхность.

3. Теперь остается только хорошо просушить заготовки.

4. И до поры до времени уложить их на хранение в картонные коробки. Когда наберется большое количество скорлупок разных оттенков, займемся изготовлением облицовочных пластинок.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЛИЦОВОЧНЫХ ПЛАСТИНОК

Прежде всего решим, какой клей удобнее применять для склейки деталей.
Дело в том, что при использовании ПВА качество склейки оказывается выше, но недостаточно опытным мастерам часто не удается прочно соединить скорлупу с бумагой.
Работать с «Моментом» проще, но этот клей обладает резким запахом, а прочность соединения деталей со временем уменьшается.
Если мы выберем ПВА, то достаточно нанести тонкий слой клея на внутреннюю поверхность скорлупок, а склеивая детали «Моментом», надо смазать и подкладку и скорлупу.

Теперь у нас все готово для сплющивания и разглаживания скорлупок.

Если внимательно рассмотреть оболочку свежего яйца, можно заметить тонкую пленочку, выстилающую ее изнутри. При ударе такая скорлупка не рассыплется на отдельные осколки — ее кусочки будет скреплять эластичная пленка. Воспользуемся подсказкой природы и подклеим под хрупкие скорлупки специальную подкладку, например лист тонкой бумаги. Дополненные подкладкой заготовки легко резать обычными ножницами — скорлупки не рассыпаются на отдельные кусочки. Но как приклеить полукруглые скорлупки к плоскому листу бумаги? Вот для этого нам и потребуется гладилка.

Разложим подготовленную скорлупу выпуклой стороной вверх на листах бумаги. Занимаясь этой работой, неплохо рассортировать заготовки по цвету — на один лист наклеить только белоснежные скорлупки, на другой — желтоватые, на третий — розовато-коричневые, а на четвертый — пятнистые осколки перепелиных яиц:

Такое разделение по цветам и оттенкам поможет нам при выполнении мозаичного набора.

Накроем скорлупки листом фанеры и слегка надавим на нее — вы услышите легкий треск, и заготовки окажутся расплющенными.

Если сырье клеилось ПВА, выдержим фанерку в таком положении около минуты, а если «Моментом», то сразу же перейдем к следующей операции.

Возьмем в руки гладилку и с небольшим усилием прогладим каждый кусочек скорлупы.

Заготовки растрескаются на множество крошечных кусочков и одновременно прочнее приклеятся к бумаге. Присмотримся повнимательней — почти неразличимая на глаз сеточка трещин покрывает скорлупу. Это и есть те самые кракелюры , о которых мы уже говорили. Пока они не влияют на внешний вид облицовочных пластинок, и нам еще предстоит проявить узор «кракле».

Облицовочные пластники нужно покрыть сверху защитным слоем кальки. Защитный слой не только предохранит скорлупу от крошения, но и облегчит перевод на материал рабочего рисунка. Наклеивать кальку надо клейстером, он легко смывается с поверхности заготовок, не оставляя следов. Под полупрозрачной бумагой бывает трудно различить цвет заготовленного сырья, поэтому пометим каждый заклеенный лист маленькой скорлупкой нужного оттенка. Метка подскажет нам цвет заготовок, скрытых под бумагой.

ДЕЛАЕМ МОЗАИКУ

А теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.
Сначала мы освоим самую простую разновидность мозаики кракле, а потом, приобретя небольшой опыт, и более сложные.
Легче всего наклеивать на фон заранее вырезанные из яичной скорлупы детали орнамента. Этот способ подходит для выполнения небольших работ, в которых детали изображения не превышают размеров расплющенных скорлупок, а значительное место уделено фону.

Теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.

Для начала скопируем орнамент, показанный на рисунке:

Положим на страницу книги кальку и обведем контуры изображения — рабочий рисунок готов.

Его можно использовать многократно — достаточно положить под кальку лист копировальной бумаги и вновь обвести линии орнамента. Изготовляя мозаичный набор, рисунок придется переводить дважды — на дощечку, которая служит основой изделия, и на облицовочные пластинки.

Нанести изображение на гладкую дощечку легко — надо положить на нее копировальную бумагу и кальку, скрепить их кнопками и тщательно обвести линии твердым, остро
заточенным карандашом.

Рисунок на маленькие, неровные кусочки скорлупы переносится по частям.

Давайте сначала пронумеруем все детали орнамента так, как показано на рисунке - это поможет нам не ошибиться при сборке мозаики.

Теперь наложим изображение одной из частей орнамента на скорлупу и обведем его карандашом.

Присвоим каждой детали номер, соответствующий номеру на рабочем рисунке.

Вырезав из яичной скорлупы все части мозаики, смажем их изнанку клеем ПВА и приклеим к фону.

Дождемся полного высыхания клея и удалим покрывающий скорлупки защитный слой бумаги. Для этого губкой или широкой кистью слегка увлажним мозаичный набор. Подождем, пока бумага размякнет, и снимем ее со скорлупы.

Мозаика кракле почти готова, и нам осталось только окрасить фон и проявить кракелюры.

Используем для окраски поделок черную или цветную тушь.

Наш выбор не случаен — химические свойства туши позволяют быстро и качественно отделать заготовку. Входящая в состав этого красителя желчь проникает в самые тонкие, незаметные для глаз трещинки, увлекая за собой частички краски, а содержащийся в них шеллак после высыхания перестает растворяться в воде и превращается в своеобразный цемент, скрепляющий крошечные скорлупки между собой.

Сначала покроем тушью фон мозаичного набора. А затем, когда он высохнет,— и орнамент из скорлупы. Окрашивая скорлупки, очень интересно наблюдать, как растут изящные темные веточки трещин. Вот они устремляются вперед, разбегаются в стороны, ветвятся, заполняя белый фон необычным сетчатым узором.

Проявив таким образом кракелюры, протрем пластинки из скорлупы влажной тряпочкой, удаляя излишки туши. После протирки краска останется только в трещинках, а сам орнамент вновь приобретет белый или кремовый оттенок.

ПОЛИРОВКА МОЗАИЧНОГО НАБОРА

Шлифовка мозаичного набора — это очень ответственная операция! Толщина скорлупы невелика, и неосторожным движением шлифовального бруска можно легко повредить облицовочную пластинку.

Для начала обработаем мозаичный набор деревянным брусочком, обернутым самой мелкозернистой наждачной бумагой. Затем начинаем полировку. Инструмент для полировки нам потребуется очень простой — листок обыкновенной писчей бумаги.

При изготовлении бумаги в нее вводятся такие вещества, как мел и каолин, придающие ей шершавость. С их помощью мы отполируем мозаичный набор, который после непродолжительной обработки приобретет мягкий шелковистый блеск, особенно хорошо заметный на темном фоне окрашенной тушью дощечки.

Елена Артамонова "Необычные сувениры и игрушки"









И вот до такого совершенства совсем недалеко..