Камни бортовые (бордюрные, поребрики) используют для разграничения проезжей части улиц от тротуаров и пешеходных дорожек. Используют поребрики и для ограничения обочин, насыпей и других элементов городского ландшафта. Бордюрный камень, установленный вдоль зон функционального разграничения элементов различных участков территории, предохраняет от размытия и расползания пешеходные дорожки и тротуары, вымощенные плиткой, осыпи и обочины дорог различного назначения. При помощи бортового камня формируют конфигурацию газонов, пешеходных дорожек и пр. Используют его и в частном строительстве.
Бордюрный камень, выпускаемый промышленностью, характеризуется большой номенклатурой. Так существуют:
Различная форма бордюрного камня позволяет организовать ограждающие покрытия необходимой формы. При этом к этому виду железобетонных изделий предъявляются достаточно жесткие требования. Все они изложены в ГОСТ 6665-91. Особенно жесткие требования предъявляются к:
Изготавливают рядовой бордюрный камень из тяжелого бетона марок М300...М400. Конструктивно он имеет вид параллелепипеда со скосом по одной из сторон. С целью повышения его прочности поребрик армируется стержневой арматурой и проволокой. При этом, в зависимости от назначения изделия, арматура может быть как предварительно напряженной, так и ненапряженной. Наличие арматуры значительно утяжеляет камень (вес - не менее 880 кг), в связи с чем он в обязательном порядке оснащается монтажными петлями.
В производстве бортового камня используются передовые современные технологии - вибропрессование или вибролитье. Применение этих технологических процессов позволяют получить изделия высокой прочности (класс F 100...F300) с повышенной чистотой отделки наружных поверхностей. Они обеспечивают равномерное окрашивание поребриков, а также дают возможность имитировать такие природные материалы, как гранит, мрамор и др.
Для повышения морозостойкости в бетон добавляют чистый речной песок, который кроме того придает готовому изделию дополнительный вес.
Во время приемки партии изготовленного бортового камня особое внимание уделяется контролю качества отделки внешних поверхностей и соответствия его геометрических размеров технической документации.
Так допустимые отклонения габаритных размеров допускаются в границах, не более (мм):
Также контролируется соответствие окрашенных поверхностей существующим эталонам. При этом особо значение имеет равномерность окрашивания всех изделий, входящих в одну партию. Также на поверхности бордюрного камня не допускается какие-либо дефекты. Исключение делают только для практически незаметных трещин шириной не более 0,1 мм.
Во время проведения периодических приемо-сдаточных испытаниях готовые изделия проверяют на соответствие таким требованиям нормативно-технической документации, как:
Каждая партия изготовленных изделий обеспечивается сопроводительным документом (паспортом), в котором указывается:
для отделения проезжей части проездов внутри городских кварталов и для отделения зеленых насаждений. Бордюрный камень широко используются для разделения проезжей части улиц, дорог и остановок общественного транспорта от тротуаров. Использование таких поребриков эффективно предотвращает размытие обочин, дорожного полотна, откосов и городского ландшафтного дизайна. Бордюр предохраняет от расползания популярные тротуары, выполненные из бетонной плитки. В частной застройке бордюры тоже нашли свое применение - с их помощью формируют и сохраняют конфигурацию долговечные дорожки, дворики и высокие газоны.
устанавливается только рядовой бордюр. В ином случае используются также въездные (БВ) и криволинейные (БК) камни, для создания полноценного ограждающего покрытия любой формы. Бордюрные камни отличаются прочностью и трещинойстокостью, они не должны размываться и крошиться. Популярный элемент городской инфраструктуры - бордюр отвечает всем строгим требованиям качества. Нормы и стандарты изготовления рядового прямого камня содержатся в
ГОСТ 6665-91самые важные эксплуатационные характеристики для бордюрного камня. Особую прочность придается в процессе производства - вибропрессования. Для того чтобы бортовой камень был морозостойким, в бетон специально добавляют песок, придающий материалу одновременно и тяжесть и прочность. Марка бетона по морозостойкости для поребриков зависит от зоны их применения и варьируется от F100 до F300.
Бортовые камни БР100.30.15, выполненные из армированного высокопрочной сталью бетона, способны выдерживать любые механические нагрузки, в том числе и столкновение с транспортными средствами. Бетон обладает низкой проницаемостью, поэтому с легкостью переносит воздействие любых климатических осадков, смену температур, может подвергаться эксплуатации во влажной среде и не разрушается от действия химических соединений. Высокая прочность железобетона позволяет бортовым камням препятствовать смещению грунта, укреплять дорожное покрытие и тротуарную плитку. Применение высокопрочных бордюров из железобетонных бортовых камней благоприятно сказывается на эксплуатационном сроке дорожных и тротуарных покрытий.
Еще одним немаловажным преимуществом железобетона, из которого изготовлены камни бортовые БР100.30.15, является простота монтажа и ремонта. Они устанавливаются непосредственно в грунт (тротуарные бордюры) или на бетонное снование (дорожные и магистральные бордюры). Монтаж состоит из подготовки траншеи, в которую будут погружаться камни, которую затем трамбуют песком, щебнем или заливают монолитным бетоном. Ширина траншеи при этом должна быть чуть больше ширины бордюров. Затем в траншею устанавливаются бортовые камни БР100.30.15, таким образом, чтобы заглубленная часть бордюра по высоте была равна надземной ее части. В зазоры, оставшиеся с каждой стороны вследствие большей ширины траншеи, заливают укрепляющий раствор, состоящий, как правило, из песка, цемента и воды. А в случае возникновения необходимости ремонта бордюра на каком-либо участке поврежденный элемент просто заменяется на новый.
Железобетонные бортовые камни БР100.30.15 представляют собой прямоугольную плиту, верхняя часть которой имеет скос на одну сторону. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается также изготавливать бортовые камни БР100.30.15 с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых – радиусом до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.
Камни бортовые БР100.30.15 изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» из мелкозернистого и тяжелого бетонов. Класс бетона по прочности на сжатие принимается не менее В22,5. Класс бетона по морозостойкости назначается в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства: при расчетной температуре наружного воздуха выше -5°С класс бетона по морозостойкости принимается F100, при температуре от -5°С до -15°С включительно – F150, от -15°С до -45°С включительно – F200, при температуре ниже -45°С – F300. Водопоглощение бетона бортовых камней не должно превышать (в процентах от массы): 6% для камней из мелкозернистого бетона и 5% – для камней из тяжелого бетона.
Железобетонные бортовые камни БР100.30.15 армируются сварными сетками и объемными каркасами из предварительно напрягаемой или ненапрягаемой стали. В качестве предварительно напрягаемой арматуры применяется стержневая горячекатаная сталь периодического профиля классов А-IV и А-V или термомеханически и термически упрочненная сталь периодического профиля классов Ат-IV и Ат-V. В качестве ненапрягаемой арматуры применяется стержневая горячекатаная сталь классов А-I и А-III и обыкновенная проволока периодического профиля класса Вр-I. Монтажные петли изготавливаются из стальной стержневой горячекатаной гладкой арматуры класса А-I.
Камни бортовые БР100.30.15 – это очень ответственные изделия, от которых во многом зависит безопасность движения пешеходов и транспортных средств. Поэтому к качеству изготовления этих изделий предъявляются достаточно серьезные требования.
Бортовые камни БР100.30.15 должны сохранять достаточную прочность на протяжении всего срока эксплуатации изделий. При этом значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона должно составлять 90% от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года. Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона должно составлять 90% от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в холодный период года и 70% – в теплый период. Передача усилий обжатия на бетон (отпуск натяжения арматуры) производится только после достижения бетоном нормируемой передаточной прочности. Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.
Камни бортовые БР100.30.15 должны изготавливаться с соблюдением всех размеров, указанных в проекте. Значения действительных отклонений от линейного размера камней не должны превышать 6-10 мм по длине изделий, 4 мм – по ширине верхней кромки, 6 мм – по ширине основания и 4-5 мм – по высоте изделий. Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине не должно быть выше 6-15 мм, в зависимости от длины камня. Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней должно быть в пределах 4-5 мм.
Бортовые камни БР100.30.15 не допускают обнажения арматуры. Трещины на поверхности камней категорически не допускаются, за исключением поверхностных трещин шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5 шт. на 1 м2 поверхности. При этом максимальная ширина раскрытия трещин при испытании на прочность и трещиностойкость не должна превышать 0,2 мм.
Железобетонные камни бортовые БР100.30.15 хранят на складе готовой продукции рассортированными по маркам в штабелях или пакетах высотой до 2 метров. Камни в штабелях укладываются на деревянные прокладки толщиной не менее 30 мм, расположенные по вертикали одна под другой на расстоянии 0,2 длины камня от торца, или на прокладки из других материалов, обеспечивающих сохранность камней. Нижний ряд камней следует укладывать на поперечные подкладки шириной не менее 80 мм.
Бортовой камень БР 100.30.15 используется для отделения проезжей части от газонов и тротуаров. Благодаря этим изделиям исключается размытие дорожного полотна, обочин, откосов и городского ландшафта. Бортовой камень БР 100.30.15 применяется и в частном строительстве - с помощью него формируют дорожки и газоны. Стандартное изделие изготавливается прямоугольной формы и имеет скос с одной стороны.
Технические характеристики
Бордюрный камень отличается повышенной прочностью, трещиностойкостью и не крошится. Изготавливается в соответствии с ГОСТ 6665-91 из тяжелого бетона класса В22.5 (М300) - В30 (М400). В бетон добавляется песок, который придает как прочность, так и тяжесть изделию. Морозостойкость бетона равна показателям F200-F300. Армирование бортового камня осуществляется с помощью предварительно напрягаемой и не напрягаемой стержневой арматуры и проволоки. Все изделия оснащены монтажными петлями для удобного монтажа.
За счет добавления в бетонный раствор различных пигментов бортовой камень может изготавливаться в разных оттенках и даже имитировать природные материалы, такие как камень, мрамор, гранит. Благодаря современных методам вибропрессования и вибролитья , бордюрные камни получаются гладкими и равномерно окрашенными по всей глубине.
Вибропрессованием называется технология, отличающаяся безупречным качеством. При таком методе изготовления раствор, помимо вибрирования, проходит прессовку под достаточно высоким давлением. Данный способ производства относится к современному, поэтому и стоимость готовых изделий будет выше. Вибролитьем называется технология, при которой специальный раствор заливается в формы с железным каркасом внутри. Далее заготовка проходит "утряску" на вибростоле. Такой способ производства относится к более старому. Конечная стоимость готового изделия будет достаточно небольшой.
Бортовой камень делится по назначению на три основные группы:
Бордюрные камни делятся на следующие типы:
Расшифровка маркировки
Для расшифровки маркировки возьмем бортовой камень БР 100-20-8 , где:
Контроль качества
Эксперты компании "ДСК-Столица" всегда на связи и готовы проконсультировать Вас по любому интересующему вопросу!