Где в древности строили города из глины. Технология строительства домов из глины: плюсы и минусы

Где в древности строили города из глины. Технология строительства домов из глины: плюсы и минусы

Древние глинобитные постройки возводились разными народами в местах их постоянного обитания. Первые строения появились на земле более пяти тысяч лет назад. Жилые строения, дворцы и крепостные стены Месопотамии, Вавилонии и Трои были из глины.

Дошедшие до нас глинобитные постройки имеют более позднюю историю. Многие из них были построены в VII-XVII веках на территории самых разных стран и континентов. Красно-коричневые сооружения возвышаются на землях Латинской Америки и Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнем Востоке. Глиняное строительство было характерно как для индейской, так и исламской культуры.

Все глинобитные постройки можно разделить на два типа. К первому относятся единичные строения, представляющие собой здания конкретного функционального предназначения, — религиозные объекты (преимущественно, мечети и мавзолеи), дворцы, жилые дома. Второй тип глинобитных построек – это городской комплекс, располагающейся на большой площади и состоящей из огромного количества разнообразных архитектурных элементов.

Внутри глинобитного города могут находиться дворцы и мечети, жилые строения и караван-сараи, бани и дозорные башни. Сам город может быть обнесен высокой крепостной стеной, защищающей его от вражеского вторжения. В древних городах таких стен могло быть несколько.

Стены глинобитных сооружений возводились шириной до метра и более. Крыши зданий могли иметь как плоскую, так и остроконечную или резную форму. В древних городах глиной было устлано все вокруг – красно-коричневые дома плавно переходили в узкие улочки, соединенные арками, а их крыши образовывали причудливую архитектурную вязь открытых уличных террас.

Все глинобитные постройки по своему физическому устройству условно можно разделить на три типа: глинобитные вальковые (в рамках этой технологии здания как бы вылеплялись из глины), кирпичные и включающие в себя другие строительные элементы (обычно это было дерево, солома или растительные волокна). При возведении построек из глиняных кирпичей в качестве связующего звена использовалась всё та же глина – только жидкая.

Древние глиняные постройки.

1. Таос-Пуэбло (Taos Pueblo), США

В штате Нью-Мексико в поселении Таос-Пуэбло сохранились строения возрастом 900 лет и более. Их изогнутые и конусообразные стены сделаны из глины (именуемой Калиш) с добавлением резаной соломы. Толстые стены, как большие кувшины, сохраняют сухость и тепло в помещении. Оштукатуренная наружная поверхность зданий и деревянные элементы из кедра надолго продлят жизнь экологическим и безопасным строениям. В этом удивительном глинобитном многоэтажном жилом комплексе постоянно проживает около 150 человек.

2. Арг-е Бам (Arg-é Bam), Иран

Арг-е Бам – памятник Всемирного наследия, представляющий собой крупнейшую глинобитную крепость площадью 6 км2, расположенную в иранском городе Бам, окружённую 10-15 м рвом. Древнейшая Бамская цитадель, которая находилась на Шелковом пути, была основана в Сасанидском периоде (224-637 н.э.). Самым старым строением является «Девичья крепость», на территории которой высятся 38 дозорных башен, находятся мавзолеи, соборная мечеть, помещение для изготовления льда. Ирригационная система и подземные ходы обеспечивали безопасное проживание 12 000 жителей.

3. Джингуеребер (Djinguereber Mosque), Мали

Джингуереберская оборонительная соборная мечеть возведена в 1325 году в городе Тимбукту, расположенном в Западной Африке. С 1988 года она включена в . Для постройки Джингуеребера использовалось волокно, солома, глина и дерево. Объект состоит из 2-х минаретов, 3-х помещений, молитвенного зала на 2000 человек и 25 деревянных колонн, ориентированных с востока на запад. Существует опасение, что архитектурный памятник может поглотить песок. С 2006 года на его территории ведутся восстановительные работы, финансируемые организацией Aga Khan Trust for Culture.

4. Древний город Ичан-Кала в Хиве (Itchan Kala), Узбекистан

Ичан-Кала – бывшая столица Хорезмского оазиса, историко-археологический заповедник, обнесенный крепостной стеной музей под открытым небом площадью 26 га. Укрепления длиной 2250, имеющие 8-10 м высоту и 6-8 м ширину, были сооружены в 1526 году. По легенде, идея основания поселения изначально принадлежала Симу – старшему сыну Ноя. Для создания оборонительных валов использовался высушенный кирпич из самана. Глина добывается из . По преданию, пророк Мухаммед для постройки Медины использовал тот же источник. В глиняной стене имеется четверо ворот, ориентированных по сторонам света и укрепленных ударными башнями. На стене обстроены зубчатые перила с амбразурами для орудий. Крепость окружает глубокий ров. На территории Ичан-Кала расположено 60 уникальных исторических памятников.

5. Чан-Чан (Chan Chan), Перу

Чан-Чан представляет собой древний королевский город, возведенный 700 лет назад из необожженной глины. В свое время это был крупнейший культурный центр, расположенный в удобном стратегическом месте. Талантливые чинуки воздвигли вокруг Чан-Чана 15-метровые стены, защищающие территорию от ветров и набегов неприятеля. На стенах изображены почитаемые чинуками морские божества, имеющие форму рыб. До сих пор сохранились фрагменты великолепной дворцовой архитектуры из сырого глиняного кирпича, украшенного упорными отверстиями. В пятнадцатом веке, с помощью военной хитрости, город был завоеван инками, стремящимися расширить свою империю.

6. Мечеть в Бобо-Диуласо (Bobo Dioulasso Grand Mosque), Буркина-Фасо

Большая мечеть Бобо-Диуласо, расположена на территории государства Буркина-Фасо (Западная Африка). Она построена в 1800 году возле реки Уэ, в которой обитают священные сомы. Для строительства культового здания использовалась глина с примесью древесины. Храм расположен на окраине города и подвержен разрушительному воздействию непогоды. Сегодня его реставрируют. В городе много глинобитных строений рыжего цвета, именуемых мазанками.

7. Оазис Сива (Siwa Oasis), Египет

Оазис Сива – таинственный и удаленный оазис в Египте, соседствующий на западе с ливийской границей. Основными достопримечательностями города являются, крепость Шали и руины храма Амона-Ра, в котором оракул предрек Александру Великому божественный путь. Возле утеса стоял второй храм, ныне полностью разрушенный. Строения сооружены из глины и уникального песка с высоким содержанием соли. Удобное географическое положение принесло богатство и процветание городу, но с распадом Римской империи ситуация резко ухудшилась. Сегодня здесь проживают берберы. До недавнего времени Сива была закрыт для посещения, а сегодня это один из самых посещаемых туристических центров в Египте.

8. Великая мечеть Дженне (Great Mosque of Djenné), Мали

Великая мечеть Дженне – это самое крупное здание, возведенное из глины. Объект находится в Мали на берегу реки Бани. Его фундамент выполнен в форме квадрата размером 75х75 м. Первый вариант храма построенный в XIII веке был разрушен вождем Секу Амаду в XIX столетии при завоевании города. Реконструкция объекта была произведена французской администрацией в 1907 году с использованием фрагментов уцелевшего здания. Глинобитные стены были покрыты черепицей, а в помещения проведены современные коммуникации, что повлияло на первоначальный исторический стиль, но совершенно не ухудшило великолепный вид Великой мечети.

Айт-Бен-Хадду – укрепленный город южного Марокко, являющийся с 1987 года памятником Всемирного наследия. Через его территорию пролегал караванный путь в Тимбукту. С годами он пришел в полный упадок и жители Айт-Бена практически полностью покинули местность. Традиционная марокканская архитектура из красно-коричневой глины и лабиринт зданий, соединенных узкими проходами и арками, очень заинтересовала туристов и режиссёров кино. Многие известные киноленты, такие как «Гладиатор» и «Звездные войны», снимались в этом районе. Территория поселка ограждена высокой глиняной стеной, во внутренних зданиях расположены небольшие отели, магазины, музей и дома местных жителей.

Город Шибам, расположенный среди безжизненной пустыни Аравийского полуострова в Йемене, называют «Манхеттеном пустыни». Он возникает перед взором туристов внезапно, словно мираж. Шибам является бывшей столицей древнего царства Хадрамаут. После разрушения Марибской плотины и утраты транспортного значения, жителями в 16 веке стали возводиться 4-х –9-и и даже 16-и этажные дома-крепости с толстыми глиняными стенами, за которыми жили люди, содержались животные и хранились хозяйственные запасы. Так Шибам защищался от бедуинских набегов. Сегодня здания поддерживаются в должном состоянии и постоянно реставрируются.

В некоторых странах мира считается, что грязь – это предвестник беды, в других странах грязь является главным строительным материалом. Изобилие глиняной почвы и глиняных образований обеспечивают многих жителей планеты надежными домами. Главной особенностью сырцового кирпича является долговечность. Многие здания из этого материала сохраняются тысячи лет. Давайте посмотрим, как выглядят известные достопримечательности и крепости, построенные из глиняных кирпичей.

1. Таос-Пуэбло

Таос-Пуэбло – древнее поселение в Нью-Мексико, которое заселяется людьми вот уже 1000 лет. Дома эти сделаны из сырцового кирпича, изготовление которого заключается в глиняной лепке и высушивании на солнце. После того, как стены воздвигнуты, их покрывают штукатуркой. Эта штукатурка сделана из глиняной почвы, перемешанной с соломой, для большей прочности. Крыши таких домов делаются из кедра, а лестницы, расположенные на улице, ведут на 2-й этаж.

2. Арг-е Бам

Изначально Арг-е Бам был известен, как процветающий торговый центр на знаменитом Шелковом пути в Сасанидский период (224-637 н.э.). В Баме занимались производством шелка, хлопка, одежды. Расположенный в юго-восточном Иране, Бам был построен целиком из сырцового кирпича. Толстые стены с 38 сторожевыми башнями охватывали территорию в 6 квадратных километров. В городе проживали около 12.000 человек. К сожалению, в 2003 году землетрясения в городе Бам уничтожило более половины городских домов и исторических кирпичных цитаделей.


3. Джингуереберская соборная мечеть

Джингуереберская соборная мечеть была построена в 1325 году. Здание состоит из глины с добавлением дерева, соломы и других растительных волокон. Мечеть имеет 3 больших помещения, 25 столбовых рядов, выстроенных с востока на запад, и молитвенный зал на 2.000 человек.


4. Стены Хива

Глиняная стена, имеющая высоту около 10 метров, окружает и защищает город Хивы Ичан-Кала, расположенный в пустыне Кызылкум, Узбекистан. Стена была зделана из глиняных кирпичей. Стены Ичан-Кала датируется V веком. Глину для строительства стен брали в двух километрах от города, на территории, называемой Говук-Куль. По сей день местная глина используется гончарами.


5. Чан-Чан

Чан-Чан расположен в долине Моче, Перу. Это место представляет собой увлекательный комплекс зданий из глины, предназначенных для королей. В стене, высотой в 8 метров, заключены цитадели и пирамиды. Большая часть структур хорошо сохранилась по сей день. В период своего расцвета, Чан-Чан был городом, который заселяли металлурги, гончары и плотники. Люди низшего класса жили вне стен города.


6. Бобо-Диуласо

Мечеть Бобо-Диуласо в Буркина-Фасо состоит из глиняных кирпичей и торчащей древесины, что напоминает Джингуереберскую мечеть. Мечеть находится на краю города. В настоящее время проводится реконструкция мечети, в которой используются не современные материалы, а те, из которых и была построена мечеть.


7. Оазис Сива

Расположенный на старом торговом пути, в египетской пустыне, Сива представлял собой жизненно важный оазис для торгового пути. Имея естественные источники тени и воды, это место спасало многих путешественников. С распадом Римской империи расцвет Сивы начал значительно снижаться. Сегодня это место – одна из главных достопримечательностей Египта.


8. Великая мечеть Дженне

Крупнейшее глиняное здание в мире, мечеть Дженне в Суданском стиле, и находится она в Мали. Первая мечеть на этом месте была построена в XIII веке, но нынешней мечети только 100 лет.


9. Айт-Бен-Хадду

Один из главных туристических достопримечательностей в Марокко, Айт-Бен-Хадду невероятное место, отличный пример традиционной марокканской глинобитной архитектуры. Это место имеет не только архитектурную ценность, оно также стало настоящей находкой для кинематографа. Эти стены стали съемочной площадкой для таких фильмов, как: «Гладиатор», «Александр», «Принц Персии», «Жемчужина Нила», «Последнее искушение Христа», и многих других.


10. Шибам

Это необычное место получило заслуженное прозвище: «Манхэттен пустыни». Шибам – город в Йемене с уникальными высотными домами XVI века, высотой до 40 метров. Дома сделаны из глиняных кирпичей для защиты граждан от бедуинских набегов.

Около середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук. Общественным и хозяйственным центром Урука был храм в честь Ана, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства.

В IV тыс. до н.э. Урук являлся самым крупным городом региона, занимая площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе города находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения.

В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука - место народных собраний и заседаний совета старейшин.

Огромным достижением Урукского периода было создание целой системы магистральных каналов в сочетании с продуманной агротехникой, на которой базировалась регулярное орошение полей.

В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства.

Своих залежей металлических руд в Месопотамии не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

Помимо Урука надо назвать шумерские города Киш, Ур, Лагаш, Эреду, Ларса, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур.

Город-государство - это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40-50 тыс. человек.

Рис. 7. Древняя Месопотамия

Рис. 8. Древний храм Месопотамии

Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Около 3000 - 2900 гг. до н.э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал "ночь" и тем самым также "черный", "темный", "больной", "болезнь", "темнота" и т.д. Знак ноги означал "идти", "ходить", "стоять", "приносить" и т.д.

Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) - раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) - вождя-жреца и т.п. Скоро стали прибегать к ребусу. Ребусным способом писали целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком.

Рис. 9. Таблички из Киша (3500 г. до н.э.)

Рис. 10. Табличка с древнейшей шумерской клинописью

Письменность была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Видимо, она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни.

Возможно, таким центром, был город Ниппур, расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля, которому поклонялись все "черноголовые", хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза еще в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.

Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до х.э. Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Сначала писали сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Месопотамии в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.

Правители городов-государств, как и в более древний период, вели ожесточенную борьбу между собой за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско правителей городов-государств на раннем этапе обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов. Вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

Вначале, в XXVIII–XXVII вв. до н.э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др.

В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя.

XXVI в. до н.э. Из царской гробницы в Уре.

Рис. 11. Голова быка. Золото.

Рис. 12. Кинжалы и ножны. Золото, кость

В могилах лежали печати, по которым удалось установить имена царя и царицы Ура, чьи погребения раскопал Л. Вулли. Царя звали Абарги, а царицу – Шубад. Как пример цилиндрических шумерских печатий можно привести следующее изображение.

Рис. 13. Резная цилиндрическая печать и оттиск с нее . XXIV-XXII вв. до н. э. Камень, глина, гравюра

На рубеже XXV – XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш. Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. Но внутреннее положение Лагаша не было прочным. Более половины всей земли являлось собственностью правителя и его семьи. Ухудшилось положение общинников, которые были в долгах у знати. Возросли поборы, связанные с ростом государственного аппарата.

При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма.

Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси в 2312 г.д.н.э., создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее всего 25 лет. Оно являлось лишь конфедераций городов-государств (номов), которую Лугальзагеси возглавил в качестве верховного жреца.

Затем последовали две попытки создания объединенного государства Месопотамии при Саргоне Аккадском и при III династии Ура. Этот процесс занял 313 лет.

О Саргоне (Шаррум-кен), имя которого переводится как «царь истинен», известно следующее предание. Подкидыш, воспитанный в семье водоноса, он стал личным слугой лугаля города Киша, а затем возвысил никому не известный город Аккад, создав там собственное царство. Саргон Древний - талантливый полководец и государственный деятель.

Объединив Аккад и Шумер, Саргон принялся укреплять государственную власть. При нем должность энси превратиласть наследственную, и это стало нормой. Была создана единая ирригационная система, которая регулировалась в общегосударственном масштабе. Кроме того, впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско.

Армия объединенного Двуречья насчитывала 5400 человек. Воины-профессионалы были расселены вокруг города Аккакда и полностью зависели от царя, подчиняясь только ему. Особенно большое значение придавалось лучникам - более динамичному и оперативному воинству, нежели копьеносцы и щитоносцы. Опираясь на такую армию, Саргон и его преемники добились успехов и во внешней политике, покорив Сирию и Киликию.

При Саргоне утверждается деспотическая форма правления. Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. д. н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Внук правителя Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.) отбросил старый традиционный титул и стал называть себя царем четырех сторон света. Именно тогда Аккадское государство достигло своего апогея.

Нарам-Суэн принял меры, которые укрепили его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он посадил в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низвёл «энси» до положения чиновников. Опора на жречество стала ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-на­местники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество признало Нарам-Суэна «богом Аккада».

Однако в объединенной державе росло недовольство существовавшими порядками. Горные племена кутиев разгромили Аккадское царство. Шумерские города стремились обрести прежнюю независимость. Захватчики-кутии предпочитали находиться в пределах своей страны, управляя Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Одним из таких наместников, который, возможно, осуществлял власть над всем Шумером, был «энси» Лагаша Гудеа, правивший около 20 лет во второй половине XXII в. до н. э. Сохранились его скульптурные изображения, строительные и посвятительные надписи, ритуальные гимны и песни, из которых следует, что во времена Гудеа в Лагаше строились многочисленные храмы в честь местных и общешумерских богов, восстанавливались ирригационные сооружения, при этом на строительстве часто использовался труд рабов-чужеземцев.

Рис. 14. Статуя Гудеа, правителя Лагаша . XXI в. до н. э. Диорит, резец. Высота 46 см, ширина 33 см, глубина 22,5 см. Лувр, Париж

Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Оно пало в результате сопротивления, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль. В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура - Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII - конец XXI в. до н. э.).

Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии.

Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологи­чески обосновывалась религией. Глава пантеона, общешумерский бог Энлиль, отождествленный с аккадским верховным богом Белом, считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Со времени правления Шульги (2093-2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезла и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский - «энси», аккадский - «ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю.

Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших судебников в мире - законы Шульги. Многочисленные писцы и чиновники разрабатывали дальнейшие нормы трудовых повинностей и пищевого довольствия, учитывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли всевозможные отчеты и справки. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.

Рис. 15. Белый храм и зиккурат в Уре. Реконструкция . XXI в. до н. э. Камень. Основание 56 х 52 м, высота 21 м. Ур, Ирак

Однако с течением времени в государстве накапливались многочисленные проблемы, росло недовольство населения. Началось отпадение отдельных городов, например Иссина, Эшнуны. В таких условиях оказалось сложно выстроить оборону и дать отпор новой волне кочевников-амореев и восточному государству Элам. Именно эламиты разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен последнего представителя царской династии (2003 г. д. н. э.). Сохранившиеся литературные произведения, так называемые «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура, как реквием звучат над сошедшим на рубеже III - II тысячелетий д. н.э. со страниц истории Шумеро-Аккадским царством.

Подводя итог существования ранних городов-государств, можно отметить следующее.

Для III тыс. д. н.э. был характерным экономический подъём. Это произошло благодаря развитию земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.

Высокого уровня достигло ремесло. На первом месте стоит металлургическое производство. Из меди шумеры изготовляли различные орудия труда и оружие, научились также получать бронзу. Из меди, золота и серебра делали украшения, а также сосуды и светильники. Шумерскому обществу был известен способ изготовления фаянса, стекла. Возможно, обнаруженный при раскопках Эреду, хранящийся в Британском музее, -самый древний стеклянный слиток. Он датируется первой половиной III тысячелетия д. н. э.

В этот период произошло отделение торговли от ремесла. Ремесла и торговля сосредоточиваются в городских центрах, растет площадь городов, увеличивается число их жителей. Из общин выделяются специальные торговцы - тамкары, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Мерилом стоимости при этом служат зерно и скот, но используется уже и металлический эквивалент - медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, островами и побережьем Персидского залива. Шумерские города выводят торговые колонии вплоть до северных и восточных пределов Месопотамии.

Рассматривая социальную структуру общества шумерских городов-государств, следует отметить наличие рабов. Основным источником рабства являлась война. Рабов клеймили, содержали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабы были храмовыми и частновладельческими. В храмах рабов использовали не только на тяжелых работах, но и в культовых церемониях, например как певчих. Храмы владели значительным количеством рабов (около 100-200). В частных хозяйствах их число было небольшим (1-3), а в хозяйствах правителя - несколько десятков.

Предполагают, что в целом, например, в Лагашском государстве на 80-100 тыс. свободных приходилось более 30 тыс. рабов, в Шуруппаке на 30-40 тыс. свободных -2- 3 тыс. рабов. Рабы стоили от 15 до 23 сиклей серебра (1 сикль примерно 8 г).

Иерархичность общества проявлялась в наличии и других категорий населения. Было много подневольных работников: разорившиеся и лишившиеся своих наделов общинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому.

Верхушку шумерского общества составляла родовая знать, высшее жречество, представители администрации, образующие служилую знать, значение которой все более возрастало. Все они обладали крупными участками земли, десятками рабов и подневольных работников.

Примерно половину населения в шумерском городе-государстве составляли рядовые общинники, владевшие небольшими наделами общинной земли, объединенными в территориальные и большесемейные общины.

Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и поку­паться, а, следовательно, могли быть созданы крупные земельные владения у отдельных лиц. Другая часть составляла фонд храмовой земли. Эти земли могли отдаваться в пользование и аренду.

Политические структуры шумерского общества были представлены выборной должностью «эн» - верховный жрец (иногда жрица), руководителя города. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью.

Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо - военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов - основы будущей армии.

В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель». Власть «энси» была выборной, и его правление в связи с этим называлось «чередом».

Функции «лугаля» в основном совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти.

На протяжении всего III тыс. функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов. В их полномочия входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.

Однако затем роль народных собраний падает, должность руководителя становится наследственной, и сам характер монархической власти приобретает черты деспотии. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Он являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. К нему стекались налоги.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Деспот это бог в человеческом облике. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему. Мощный аппарат чиновников контролировал и считал, взимал налоги и осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.

Опорой власти правителя становится формирующаяся армия, прошедшая длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении.

Армия в этот период состояла из нескольких родов войск. Во-первых, из отрядов колесничих (в колесницы запрягались ослы или онагры), вооруженных копьями и дротиками. Во-вторых, из тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков в своеобразных «панцирях» (кожаных или войлочных плащах с металлическими бляхами), защищенных тяжелыми щитами в рост человека. В-третьих, из легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо, обшитой бляхами, с легкими копьями и боевыми топорами. Все воины имели шлемы и кинжалы.

Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек (например, в Лагаше 5-6 тыс.).

Города-государства существовали в Месопотамии на протяжении почти всего III тыс. д.н.э. Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продуктов лишь внутри небольшого территориального объединения, отсутствие необходимости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противоречия, небольшое количество рабов и патриархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов - все это способствовало, сохранению небольших городов-государств на территории Южной Месопотамии.

Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду (в переводе - «Добрый город»), куда они, по преданию, переселились с острова Дильмун (совр. Бахрейн) в Персидском за­ливе. Наряду с ним в древнейших документах упоминаются Сиппар на севере и Шурупак на юге.

Рис. 16

Город Вавилон не играл значительной роли. Но именно он становится важнейшим центром Месопотамии во II тыс. д. н.э., объединившем весь регион под своей властью.

Дом из глины, хорошая ли это идея? Они постоянно рассматриваются скорее как курьез, однако, из этого материала возводятся дома не уступающие домам, построенным по другим доступным технологиям. Вы находитесь на стадии выбора проекта дома? Может домик, из глины сделанный своими руками будет идеально подходит для Вашей семьи.

Сегодняшние глиняные дома в состоянии в полной мере удовлетворить потребности индивидуальных застройщиков, давая возможность комфортно и удобно использовать новый дом. Их массово строят в странах с высокой экологической культурой. Хорошо известны в США, Канаде, Австралии, Германии или Швеции. Россия, к сожалению, не слишком открыта для новизны, но к таким домам мы начинаем подходить с все большей степенью доверия.

Дом из глины, дров и соломы, но не мазанка

Современная технология изготовления дома из глины позволяет построить здание, которое ни в коем случае не будет напоминать своим внешним видом древние мазанки. Кроме того, в экологических домах из глины нет проблем с внутренней и внешней отделкой, которая применяется в традиционных строительных технологиях. Глина хорошо аккумулирует тепло, и, кроме того, быстро впитывает и отдает влагу. По этой причине в домах, где используется именно этот материал, всегда царит дружественная для человеческого организма влажность воздуха. Кроме того, дома этого типа становятся настоящим убежищем для аллергиков, поскольку глина также предотвращает электростатический заряд, тем самым ограничивает образование пыли в помещении. Также консервирует дерево, из-за чего оно становится устойчивым к биологической коррозии.

Стены эко-дома из прессованной соломы и глины толщиной 50-60 см теплые и энергоэффективные. Такая изоляция в осенне-зимний период потребляет всего 15-30 кВт/ч на м² поверхности (стандарт 90 кВт/ч). Если имеется отопление с электрическими радиаторами, счета за отопление уменьшатся в 3 раза по сравнению с традиционными домами.

Технологии строительства

Действующие нормы допускают применение двух технологий во время строительства домов из глины. Первая из них предусматривает использование каркаса конструкции из стали, дерева или сборных железобетонных элементов. Такой каркас заполняется так называемой легкой глиной. Под понятием легкой глины следует понимать смесь жирной глины с большим количеством наполнителей. Наполнителем может быть, например, солома, опилки, камыш. Однако, несмотря на то, что солома характеризуется хорошей степенью теплоизоляции, она не является прочным материалом. В целях повышения прочности стен дома, можно применять другие доступные строительные технологии. Наполнители используются для армирования, они предотвращают появление трещин в стенах. Материал, используемый в качестве примеси к глине должен иметь как можно большую прочность и свести к минимуму усадку стен. Таким образом, можно построить стены, трамбуя глину в опалубке своими руками, но на рынке доступны также готовые глиняные блоки . Стены из таких блоков утепляют с фасада минеральной ватой или утепленной легкой глиной. В случае строительства домов с мансардой, для выполнения утепления кровли лучше использовать целлюлозную вату (эковату). Это материал, в полной мере эффективный, для эко-строительства.

Преимущества

Сторонники экологии, а также искатели решений с низкими экономическими затратами способны оценить положительные стороны домов из глины. По сути дела - нельзя с ними не согласиться. Материал является экологически чистым. Кроме того, экологические и другие материалы, используемые в этой технологии строительства, то есть солома, камни, дерево. Эти материалы легкодоступны и не требуют дополнительной обработки, что не приводит к увеличению выбросов углекислого газа и других, вредных для окружающей среды веществ. Кроме того, дом, построенный из глины после завершения процесса его эксплуатации практически полностью биоразлагаемый. Материалы, используемые во время строительства намного дешевле, чем, например, традиционная керамика или бетон. Предполагается, что уже на этапе строительства, можно сэкономить около 40% расходов, которые необходимо было бы понести при строительстве дома традиционным способом. Дополнительная экономия появляются во время эксплуатации экологического дома.

Глиняные дома высокоэнергосберегающие, а иногда достигают даже параметров, близких к тем, которыми характеризуются пассивные дома. Для этого нужен подходящий дизайн, технология строительства указанная выше и безошибочное исполнение. Кроме преимуществ перечисленных выше, такие дома обладают еще радом преимуществ:

  • польза для здоровья,
  • широкие возможности организации пространства внутри дома,
  • уникальная эстетика здания с внешней стороны,
  • хорошая акустика помещения.

В домах из глины царит здоровый микроклимат. Относительная влажность помещения составляет 50-60%, что очень полезно для живущих в них людей. К глиняным штукатуркам не прилипает пыль и на ней развиваются плесень или грибок . Благодаря толстым стенам в помещении не слишком холодно зимой или слишком жарко летом. В таких условиях комфортно жить, и они, благоприятные для поддержания хорошего здоровья и прекрасного самочувствия на каждый день. Кроме того, глина также огнестойкая, консервирует древесину, а применение ее для штукатурки - позволяет получить отличную акустику в помещении.

Недостатки

Ни одна из доступных строительных технологий не совершенна. С чего бы мы ни строили наши дома - они всегда в каком-то смысле неполноценные. Технология строительства из глины связана с тем, что для того, чтобы стены имели достаточную несущую способность, устойчивость и прочность - они должны иметь также соответствующую толщину. Поэтому глиняные стены, как правило, должны иметь толщину 50-60 см. Благодаря такой толщине стены имеют хорошую термоизоляцию и акустическую изоляцию, но и способствуют уменьшению полезной площади дома. Проблема может возникнуть тогда, когда мы не располагаем слишком просторным участком.