Гидроакустическая станция аргонавт. Автономная радиогидроакустическая станция

Гидроакустическая станция аргонавт. Автономная радиогидроакустическая станция

Гидроакустическая станция - средство звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения.

По принципу действия гидролокаторы бывают:
Пассивные - позволяющие определять место положения подводного объекта по звуковым сигналам, излучаемым самим объектом.
Активные - использующие отражённый или рассеянный подводным объектом сигнал, излучённый в его сторону гидролокатором.

Упрощённая блок-схема гидроакустической станции: а - шумопеленгатора (1 - неподвижная акустическая система, 2 - компенсатор, 3 - усилитель, 4 - индикаторное устройство); б - гидролокатора (1 - подвижная акустическая система, 2 - обтекатель, 3 - поворотное устройство, 4 - переключатель «приём-передача», 5 - генератор, 6 - усилитель, 7 - индикаторное устройство)

Акустическая система гидроакустической станции составляется из многих электроакустических преобразователей (Гидрофонов - у принимающих Г. с., вибраторов - у приёмоизлучающих Г. с.) для создания необходимой характеристики направленности приёма и излучения. Преобразователи размещаются (в зависимости от типа и назначения Г. с.) под днищем корабля на поворотно-выдвижном устройстве или в стационарном обтекателе, проницаемом для акустических колебаний, встраиваются в наружную обшивку корабля, монтируются в буксируемом кораблём или опускаемом с вертолёта контейнере, устанавливаются поверх опорной конструкции на дне моря. Компенсатор вносит в переменные токи, протекающие в электрических цепях разнесённых друг от друга гидрофонов, сдвиг фаз, эквивалентный разности времени прихода акустических колебаний к этим гидрофонам. Численные значения этих сдвигов показывают угол между осью характеристики направленности неподвижной акустических системы и направлением на объект. После усиления электрические сигналы подаются на индикаторное устройство (телефон или электроннолучевую трубку) для фиксирования направления на шумящий объект. Генератор активной Г. с. создаёт кратковременные электрические импульсные сигналы, которые затем излучаются вибраторами в виде акустических колебаний.
В паузах между ними отражённые от объектов сигналы принимаются теми же вибраторами, которые на это время присоединяются переключателем «приём- передача» к усилителю электрических колебаний. Расстояние до объектов определяется на индикаторном устройстве по времени запаздывания отражённого сигнала относительно прямого (излучаемого).

Г. с., в зависимости от их типа и назначения, работают на частотах инфразвукового, звукового и (чаще) ультразвукового диапазонов (от десятков гц до сотен кгц), излучают мощность от десятков вт (при непрерывном генерировании) до сотен квт (в импульсе), имеют точность пеленгования от единиц до долей градуса, в зависимости от метода пеленгования (максимальный, фазовый, амплитудно-фазовый), остроты характеристики направленности, обусловленной частотой и размерами акустические системы, и способа индикации. Дальность действия Г. с. лежит в пределах от сотен метров до десятков и более км и в основном зависит от параметров станции, отражающих свойств объекта (силы цели) или уровня его шумового излучения,а также от физических явлений распространения звуковых колебаний в воде (рефракции и реверберации) и от уровня помех работе Г. с.,создаваемых при движении своего корабля.

Г. с. устанавливают на подводных лодках, военных надводных кораблях (рис. 2), вертолётах, на береговых объектах для решения задач противолодочной обороны, поиска противника, связи подводных лодок друг с другом и с надводными кораблями, выработки данных для пуска ракето-торпед и торпед, безопасности плавания и др. На транспортных, промысловых и исследовательских судах Г. с. применяют для навигационных нужд, поиска скоплений рыбы, проведения океанографических и гидрологических работ, связи с водолазами и др. целей.

Для борьбы с подводными лодками противника США совместно с союзниками по НАТО и Японией создали в Атлантическом и Тихом океанах глубоко эшелонированную систему противолодочного наблюдения. В нее входят разнообразные силы и средства, в том числе стационарные, корабельные и авиационные гидроакустические. Все они предназначены для обнаружения подводных лодок противника и выдачи по ним целеуказания. Их действие основано на использовании главного демаскирующего признака ПЛ — шумов винтов и механизмов.

Шумы винтов наблюдаются в довольно широком диапазоне, а механизмов — в очень узком, в виде отдельных дискретных частот. Спектральный анализ шумов позволяет не только определить местонахождение подводной цели и элементы ее движения, но также довольно точно идентифицировать ее и выявить государственную принадлежность. С увеличением скорости лодки возрастает интенсивность составляющих ее шумов во всем диапазоне частот. Однако максимум излучения приходится на низкочастотную область: наибольшая интенсивность уровня излучения подводных целей и минимум потерь при их распространении. Анализ соотношения данных параметров дал толчок к началу разработки гидроакустических станций, работающих в низкочастотном диапазоне (10-300 Гц).

Принятие на вооружение ВМС многих стран мира современного высокоэффективного противолодочного оружия, управляемого с помощью боевых информационных систем на основе новейшей вычислительной техники, привело к тому, что гидроакустические средства ПЛ большую часть времени должны работать в пассивном режиме. Кроме того, пассивные станции могут обнаружить цель на дальности, превышающей дистанцию применения ею оружия. Так, возникла острая необходимость повышения точности шумопеленгования пассивных ГАС, достаточной для выработки данных стрельбы, а также решения проблемы прослушивания кормовых курсовых углов надводного корабля или подводной лодки, находящихся в области гидроакустической тени. Реализовать данные требования стало возможным за счет использования в гидроакустических комплексах низкочастотных ГАС с буксируемыми антеннами.

Дальность обнаружения подводных лодок зависит от следующих характеристик пассивных ГАС: показатель направленности антенны (от него зависит пространственная избирательность); уровень собственных помех; порог обнаружения (дифференциал распознавания), определяемый для заданной вероятности обнаружения цели и распознавания ложных тревог.

На направленность антенны оказывают влияние характеристики гидрофонов, их количество и взаимное расположение. Поэтому применяются приемные антенны большой длины, работающие в низкочастотном диапазоне, гибкие протяженные буксируемые антенны (ГПБА). Конструктивно ГПБА представляет систему, состоящую из соединенных между собой акустических модулей, содержащих гидрофоны и электронные схемы предварительной обработки сигналов (рис. 2). Чувствительность гидрофонов во многом определяется материалом, из которого они изготовлены. В современных системах используются пьезоэлектрическая керамика и пьезополимеры. На обоих концах гидрофонной секции антенны находятся специальные модули, поглощающие вибрацию, что позволяет значительно повышать скорость буксировки без снижения качества работы.

Каждый гидрофон соединен с кабель-тросом, по которому сигналы через схемы предварительной обработки передаются на борт корабля, где проходят окончательную обработку в бортовой аппаратуре или передаются в береговой центр обработка информации.

Графически характеристику направленности ГПБА можно представить в виде тела, имеющего форму объемного кольца с присоединенными к нему дополнительными конусами, образованными боковыми лепестками характеристики направленности. Трехмерная характеристика направленности круглой плоской антенны имеет более простую форму — прожекторный луч, обладающий симметрией вращения относительно нормали к плоскости и окруженный боковыми лепестками (рис. 3),

Сравнивая графические и аналитические выражения направленности ГПБА и плоской антенны можно сделать вывод, что с увеличением длины у протяженных антенн значительно улучшается показатель характеристики направленности по сравнению с плоскими антеннами, так как характеристики последних в большей степени ограничены их размерами. Пространственной ориентацией характеристики направленности протяженной антенны можно управлять либо механическим ее поворотом, либо путем включения последовательно или параллельно с каждым элементом акустической антенны соответствующих фазирующих цепей, обеспечивающих поворот оси максимальной чувствительности в заданном направлении. С 80-х годов в ГАС стал эффективно внедряться метод цифрового формирования диаграммы направленности.

В обнаружении подводных лодок средства с ГПБА приобрели особое значение, так как применение антенн протяженностью сотни метров позволило сместить их рабочий диапазон в область низких звуковых и инфразвуковых частот, К тому же разнесенность в пространстве антенны и корабля-носителя за счет использования длинных буксиров снижает влияние собственных шумов корабля на рабочие характеристики ГАС.

К числу недостатков ГПБА можно отнести отсутствие возможности непосредственно измерять дальность до цели (для этого прибегают к триангуляционному методу). Положение антенны в пространстве относительно корпуса корабля постоянно меняется. Она может отклоняться от диаметральной плоскости корабля за счет длины гибкого кабель-троса, произвольно изменять заглубление из-за неравномерного хода носителя и плотности воды, вибрировать по причине местных возмущений водной среды, вращаться вокруг собственной оси за счет скручивания буксировочного троса (рис. 4). Это сказывается на точности пеленгования.

Создание первых моделей систем с ГПБА началось в США в 1963 году, а в 1966-м были проведены морские испытания системы TASS (Towed Array Sonar System) с антенной длиной около 100 м и диаметром 7,5 см. Полученные к 1967 году данные испытаний и результаты научных разработок позволили начать работы по созданию образцов с ГПБА для подводных лодок (программа STASS — Submarine Towed Array Sonar System) и для надводных кораблей (TACTASS — Tactical Towed Array Sonar System).

Для обеспечения эффективной работы в пассивном режиме в рамках программы STASS была разработана протяженная буксируемая система ТВ-16. Она предназначена для ГАК AN/BQQ-5, который в течение последних лет оставался главным в ВМС США средством гидроакустического обнаружения подводных лодок типа «Лос Анджелес» и ПЛАРБ «Огайо». Конструктивно антенна ТВ-16 представляет собой линейную систему диаметром 82,5 мм, состоящую из гидрофонов, заключенных в оболочку из полимерного материала. В целях уменьшения шумов обтекания и снижения сопротивления антенна заострена с обоих концов.

ГАК AN/BQQ-6 в основном представляет собой модифицированный вариант ГАК AN/BQQ-5. Схемы размещения антенных устройств в комплексах аналогичны (сферическая носовая, бортовая, конформная носовая и ГПБА). В состав ГАК AN/BQQ-6 входит также шумопеленгаторная станция инфразвукового диапазона. Первоначально антенна ТВ-16 крепилась непосредственно к буксирному устройству подводных лодок. Впоследствии ее разместили в кожухе, который крепился снаружи к корпусу лодки. Антенна оснащена также устройством для отсоединения ее от ПЛ в экстренных случаях. При буксировке ГПБА скорость лодки падает примерно на 0,5 уз. Длина кабель-буксира 800 м для AN/BQQ-5 и 720 м для AN/BQQ-6. Антенна ставится и убирается с помощью гидравлического устройства, которым также можно регулировать ее длину. Антенна ТВ-16 обеспечивает работу пассивных ГАС в диапазоне частот от 10 Гц до нескольких килогерц и обнаружение подводных целей в пределах 15-90 км.

Пути дальнейшего повышения эффективности ГАС с ГПБА подводных лодок специалисты видят в смещении рабочего диапазона в сверхнизкочастотную область спектра (единицы герц) для обнаружения ПЛ по тональным сигналам. Обнаружение таких сигналов предполагается осуществлять с помощью тонкой линейной буксируемой антенны ТВ-23, длина которой в перспективе составит 2000 м. Установка таких антенн в составе ГАК AN/BQQ-5D проводится в ходе планового ремонта многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США. Антенны при этом размещаются в цистернах главного балласта ПЛА.

Использование ГПБА с надводных кораблей имеет ряд особенностей. В частности, у них лучшие возможности по постановке и выборке протяженных антенн, а также менее лимитирован их вес, то есть длина антенны может быть гораздо больше, чем у ПЛ. Однако, они не могут быстро изменить глубину буксировки антенны. Преимущественно на надводные корабли рассчитана программа TACTASS, предусматривающая разработку ГАС, способных обеспечить решение тактических задач на дальности до нескольких десятков километров и работающих в диапазоне средних частот.

Основные характеристики ГАС, созданных по программе TACTASS, приведены в табл. 1.

Первой серийной станцией, предназначавшейся для надводных кораблей ВМС США, была AN/SQR-15. Она позволяла мобильно вести гидроакустическое наблюдение за ПЛ противника, однако в целом обладала ограниченными возможностями. В настоящее время станция еще состоит на вооружении отдельных кораблей ВМС США.

Тактическая ГАС AN/SQR-18 рассчитана на обеспечение ПЛО корабельных соединений. Она совершеннее, чем AN/SQR-15, обладает большей дальностью действия. Постановка и выборка протяженной антенны ГАС производятся с помощью подъемно-опускного устройства антенны ГАС AN/SQS-35, к обтекателю которой она крепится через кабель-трос. Предварительные усилители гидроакустических сигналов также размещены в обтекателе антенны ГАС AN/SQS-35, аппаратура обработки и отображения информации находится на борту корабля. Модернизированная станция ГАС AN/SQR-18A содержит электронное устройство, устраняющее с экрана индикатора засветки от собственных шумов, акустических шумов корабля-носителя и имеющее лучшую систему сопровождения.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАС С ГПБА

Характеристики

AN/SQR-18A(Y)

AN/5QR-19

AN/UQQ-2 (SURTASS)

Рабочий диапазон, Гц

Средние частоты

3-3000

1-3030

Дальность обнаружения, км

До 550

Точность пеленгования, град

3-10

Длина антенны, м

1220

Диаметр антенны, мм

82,5

82,5

Длина кабель-троса, м

1524

1700

1830

Масса бортовой аппаратуры, кг

5940

5840

6030

Масса устройства постановки-выборки, кг

7,61

Скорость буксировки, уз

(глубина, м)

(335)

(365)

3 (150-450)

ГАС AN/SQR-19 предназначена для обнаружения и классификации подводных лодок во время сопровождения конвоев и выполнения задач по обеспечению авианосных соединений. Станция регистрирует температуру, электропроводность морской воды, в зависимости от гидрологии моря определяет глубину погружения антенны, оптимальную для прослушивания. В рабочем режиме антенна буксируется за кораблем ниже слоя скачка для уменьшения помех корабля-буксировщика.

По оценкам западных специалистов, станция обеспечивает в 10 раз большую дальность обнаружения и в 2 раза лучшую точность пеленгования, чем AN/SQR-18, а вероятность поражения целей в 2 раза выше. Число ПЛ, обнаруженных с помощью ГАС AN/SQR-19 в различных районах Мирового океана в разное время года, в среднем в 11 раз превышает количество лодок, обнаруженных с использованием ГАС AN/SQR-18A. Дальность обнаружения ПЛ с помощью AN/SQR-19 при нахождении в зоне конвергенции достигает 65 км, в благоприятных гидроакустических условиях и на оптимальных скоростях буксировки — 100 км, при привлечении вертолетной системы LAMPS МкЗ — 125 км.

Задачи дальнего обнаружения подводных лодок противника могут решаться с помощью гидроакустических станций, разработанных в рамках программы SURTASS (Surveillance Towed Array Sonar System). Реализация данной программы началась ещё в 1974 году. Предполагалось создать ГАС дальнего обнаружения, способную определять местоположение ПЛ, находящихся во второй и третьей зонах конвергенции. Работы над опытным образцом продолжались почти восемь лет.

Новая ГАС AN/UQQ-2 (SURTASS) предназначалась для судов дальнего гидроакустического наблюдения типа «Сталворт» Они используют протяженную буксируемую антенну длиной 1220 м, которая может выпускаться за корму на 1830-м кабеле для покрытия диапазона глубины 150-450 м, В настоящее время в составе командования морских перевозок США насчитывается десять судов типа «Сталворт» (полное водоизмещение 2262 т, длина 68,3 м, ширина 13,1 м, осадка 4,5 м, максимальная скорость 11 уз, дальность плавания 4000 миль, экипаж 30-33 человека, из них девять офицеров). Три из них используются для борьбы с контрабандой наркотиков, один участвует в выполнении научных исследований в области гидроакустики, один находится в ремонте, пять заняты патрулированием в зонах низкой эффективности системы SOSUS в целях повышения вероятности обнаружения ПЛ или уточнения их координат триангуляционным методом (четыре на Атлантике, ВМБ Литл-Крик, и один на Тихом океане, ВМБ Пёрл-Харбор). Патрулирование обычно выполняется в течение 30-60 суток на скорости 3 уз, при этом судно может пройти 6450 миль.

Кроме того, еще шесть судов данного типа заняты в программах различных ведомств, В случае необходимости все 16 судов могут быть направлены на патрулирование.

В 1986 году началась разработка нового судна-катамарана типа «Викториес». Его полное водоизмещение 3396 т, длина 71,5 м. ширина 28,5 м, осадка 7,6 м, максимальная скорость 16 уз (3 уз при патрулировании), экипаж 32 человека. Оно имеет лучшие мореходные качества при патрулировании в открытом море малым ходом, чем суда типа «Сталворт». В настоящее время в составе ВМС четыре катамарана типа «Викториес».

TACAN/UQQ-1 (SURTASS) обеспечивает прием шумовых сигналов в более низкочастотной области акустического спектра, чем остальные ГАС с ГПБА. По сообщению зарубежных источников, она способна обнаруживать ПЛ на дальностях свыше 150 км, а в отдельных случаях — около 550 км. Дальность классификации составляет 140 км. Точность пеленгования ГАС в большей мере зависит от формируемой электронным методом характеристики направленности и в меньшей — от изменения положения антенны. Точность пеленгования составляет 2-5°.

Продолжаются работы по снижению влияния шума носителя на ГАС системы SURTASS, В настоящее время станции стали оснащаться специальными фильтрами, удаляющими с дисплея оператора рассеянный собственный шум корабля.

Серьезным недостатком мобильной системы дальнего обнаружения подводных лодок SURTASS является уязвимость. Считается, что при возникновении конфликта противник в первую очередь будет стремиться уничтожить суда гидроакустического наблюдения, чтобы обеспечить безопасность своих ПЛ. Поэтому в качестве носителя ГАС системы SURTASS предлагается использовать ПЛ, что приведет к существенному снижению уязвимости системы и обеспечит скрытность наблюдения в мирное время.

Организация обработки информации, принимаемой ГАС системы SURTASS, предусматривает первичную обработку на борту судна и последующий детальный анализ в одном из двух береговых центров обработки информации (Норфолк, Пёрл-Харбор), куда она передается по линии спутниковой связи. При необходимости информация транслируется непосредственно на корабли ПЛО, находящиеся в районе наблюдения. В береговых центрах производится окончательная обработка данных, включающая корреляцию информации, поступающей от различных судов гидроакустического наблюдения. В современных низкочастотных гидроакустических комплексах аналоговые сигналы от гидрофонов преобразуются в цифровые с использованием адаптивного метода, основанного на теории оптимальной фильтрации, что обеспечивает высокую гибкость функционирования систем и низкий уровень ложных срабатываний в условиях помех. Применяемая для этого вычислительная аппаратура обладает заранее введенной избыточностью и является самонастраивающейся.

Гидроакустическая информация, принимаемая ГАС AN/SQR-19, обрабатывается процессором AN/UYS-2 в структуре автоматизированной системы управления противолодочным оружием AN/SQQ-89, в которой ГАС с ГПБА совместима с активной встроенной ГАС AN/SQS-53. Процессор осуществляет формирование характеристики направленности антенны, широкополосную обработку для первоначального обнаружения и анализа относительного движения цели, корреляцию поступающих гидроакустических сигналов, а также данных вертолетной системы LAMPS МкЗ.

В 1995 году автоматизированные системы AN/SQO-89 поступили на вооружение примерно 130 надводных кораблей. В настоящее время данная система проходит модернизацию, связанную с улучшением математического обеспечения и усовершенствованием аппаратуры. Кроме того, для кораблей охранения авианосцев разрабатывается новая боевая система ПЛО с улучшенными характеристиками.

Особое внимание уделяется созданию процессора для комплексной обработки гидроакустических сигналов. В лодочных комплексах сигналы обрабатываются распределенными по отсекам многочисленными процессорами ЭВМ AN/UYK-43 и комплексом AN/BSY-1. Предусмотрено объединение данных, полученных с помощью активных и пассивных ГАС. Программное обеспечение системы объемом 4,5 млн. строк размещается в 100 универсальных и 50 специализированных процессорах. Всего вычислительная аппаратура комплекса AN/BSY-1 занимает 117 стоек, ее масса 32 т. Базовой операцией средств цифровой обработки сигналов в системах с ГПБА является быстрое преобразование Фурье.

По мнению специалистов, можно существенно улучшить возможности гидроакустического вооружения посредством широкого внедрения интеллектуальных алгоритмов обработки информации, использования новейших технологий в области вычислительной техники, улучшения структуры средств обнаружения, совершенствования энергетических показателей интерфейса «человек – ЭВМ» и повышения качества подготовки операторов. Снижение вероятности пропуска целей предполагается добиться за счет передачи части функций оператора интеллектуальным алгоритмам, в частности четырем их видам:

СТАНДАРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ В ГАС С ГПБА

Наименование

Производительность,

млн. опер./с

Применение

AN/SQR-17A

. ГАС с ГПБА AN/SQR-18A, вертолетная система ПЛО LAMPS Mk3

AN/UYS-1

ГАС С ГПБА (SURTASS), вертолетная система LAMPS МкЗ

AN/UYS-2

Система SURTASS, комплекс AN/BSY-2, АСУ AN/SQQ-89
Комплексы AN/BSY-1 и AN/BSY-2
Система SURTASS, комплексы AN/BSY-1 и AN/BSY-2

— Алгоритм повышения эффективности эксплуатации ГАС. Он способствует облегчению восприятия информации оператором при обнаружении и классификации целей. Так, в ГАС, работающих на относительно высоких частотах, доплеровский сдвиг из-за взаимного движения цели и носителя ГАС между частотой эхо-сигнала и центральной частотой реверберационной помехи составлял 50 Гц и более, то есть был различим на слух. Снижение рабочих час-гот ГАС с ГПБА привело к тому, что доплеровский сдвиг оказался в пределах 50 Гц и стал неразличим для оператора. Процессор DEP (Doppier Enhancement Processor), реализующий алгоритм повышения эффективности эксплуатации ГАС, устраняет этот недостаток. Он адаптивно подавляет реверберацию, усиливает эхо-сигнал и сдвигает его относительно помехи на величину, обеспечивающую значение доплеровского сдвига, не превышающего порог чувствительности оператора. Благодаря этому значительно уменьшается вероятность ложной тревоги.

— Алгоритм автоматического выбора режима работы и определения канала обработки. Он обеспечивает мгновенную оценку «поля шумов», окружающих условий и других характеристик, способствующих оптимальному выбору средств обнаружения и режимов работы. Оператор оповещается об изменениях окружающей среды и тактической обстановки.

— Алгоритм дежурного режима. С его помощью выделяется канал, в котором обнаружен сигнал, и вырабатывается сигнал, предупреждающий оператора.

— Алгоритм адаптивной обработки. Согласует работу процессора с параметрами обнаруженного сигнала.

По мере развития новых средств обнаружения с ГПБА интеллектуальные алгоритмы будут оказывать значительную помощь в решении задач ПЛО.

Состав стандартных средств, использующихся для обработки информации в системах с ГПБА, и их производительность показаны в табл. 2.

Не решена проблема обеспечения более высокой точности пеленгования целей и улучшения работы в условиях сильных локальных помех. С увеличением дистанции до цели возрастает погрешность обнаружения места цели. Например, при точности пеленгования 1° на дистанции 50 км протяженность области возможного нахождения цели составляет 1 км. Поэтому наибольший эффект дает применение антенн в сочетании с палубными противолодочными вертолетами и другими надводными кораблями для уточнения контакта и применения оружия.

Снижение шумности ПЛ ставит проблемы в области новых разработок и модернизации существующих ГАС, решение которых будет осуществляться, главным образом, за счет дальнейшего снижения рабочего диапазона пассивных и активных ГАС, разработки технологии активных ГАС низкочастотного диапазона и новых станций на основе волоконной оптики.

Одним из перспективных направлений развития средств с ГПБА считается создание активно-пассивных низкочастотных систем. Конструктивно они состоят из крупногабаритной излучающей и пассивной буксируемой антенн. По сообщению зарубежных источников, такие системы будут иметь значительные преимущества при обнаружении и сопровождении целей по сравнению с существующими (например, AN/SQR-19), так как излучаемый сигнал может содержать отличительные признаки по частоте, виду модуляции, ширине полосы, уровню. К этому необходимо добавить, что на низких частотах потери при распространении сигнала в водной среде наименьшие. Поскольку дискретные составляющие спектра шумов располагаются, главным образом, в низкочастотной области, то звукопоглощающие покрытия перестают быть эффективными.

ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

станция, совокупность схемно и конструктивно связанных акустических, электрических и электронных приборов и устройств, с помощью которых производится приём или излучение либо приём и излучение акустических колебаний в воде.

Различают Г. с. только принимающие акустическую энергию (пассивного действия) и приёмоизлучающие (активного действия). Г. с. пассивного действия [ шумопеленгатор (рис. 1 , а), Г. с. разведки, звукометрическая станция и др.] служат для обнаружения и определения направления (пеленга) на шумящий объект (движущийся корабль, Г. с. активного действия и др.) по создаваемым объектом акустическим сигналам (шумам), а также для прослушивания, анализа и классификации принятых сигналов. Пассивные Г. с. обладают скрытностью действия: их работу нельзя обнаружить. Г. с. активного действия [ гидролокатор (рис. 1 , б), рыболокатор, эхолот и др.] применяют для обнаружения, определения направления и расстояния до объекта, полностью или частично погруженного в воду (подводной лодки, надводного корабля, айсберга, косяка рыбы, морского дна и т.д.). Достигается это посылкой кратковременных акустических импульсных сигналов в определённом или во всех направлениях и приёмом (во время паузы между посылками их) после отражения от объекта. Активные Г. с. способны обнаруживать как шумящие, так и не шумящие объекты, движущиеся и неподвижные, но могут быть обнаружены и запеленгованы по излучению, что является некоторым их недостатком. К активным Г. с. также относят станции звукоподводной связи, гидроакустические маяки, гидроакустические лаги, эхолёдомеры и др. акустические станции и приборы. Подробнее о методах пеленгования и определения местоположения см. в ст. Гидроакустика и Гидролокация.

Основными частями пассивных Г. с. являются: акустическая система (антенна), компенсатор, усилитель, индикаторное устройство. Активная Г. с., кроме того, имеет также генератор и коммутационное устройство, или переключатель "приём - передача".

Акустическая система Г. с. составляется из многих электроакустических преобразователей (гидрофонов - у принимающих Г. с., вибраторов - у приёмоизлучающих Г. с.) для создания необходимой характеристики направленности приёма и излучения. Преобразователи размещаются (в зависимости от типа и назначения Г. с.) под днищем корабля на поворотно-выдвижном устройстве или в стационарном обтекателе, проницаемом для акустических колебаний, встраиваются в наружную обшивку корабля, монтируются в буксируемом кораблём или опускаемом с вертолёта контейнере, устанавливаются поверх опорной конструкции на дне моря. Компенсатор вносит в переменные токи, протекающие в электрических цепях разнесённых друг от друга гидрофонов, сдвиг фаз, эквивалентный разности времени прихода акустических колебаний к этим гидрофонам. Численные значения этих сдвигов показывают угол между осью характеристики направленности неподвижной акустических системы и направлением на объект. После усиления электрические сигналы подаются на индикаторное устройство (телефон или электроннолучевую трубку) для фиксирования направления на шумящий объект. Генератор активной Г. с. создаёт кратковременные электрические импульсные сигналы, которые затем излучаются вибраторами в виде акустических колебаний. В паузах между ними отражённые от объектов сигналы принимаются теми же вибраторами, которые на это время присоединяются переключателем "приём-передача" к усилителю электрических колебаний. Расстояние до объектов определяется на индикаторном устройстве по времени запаздывания отражённого сигнала относительно прямого (излучаемого).

Г. с., в зависимости от их типа и назначения, работают на частотах инфразвукового, звукового и (чаще) ультразвукового диапазонов (от десятков гц до сотен кгц), излучают мощность от десятков вт (при непрерывном генерировании) до сотен квт (в импульсе), имеют точность пеленгования от единиц до долей градуса, в зависимости от метода пеленгования (максимальный, фазовый, амплитудно-фазовый), остроты характеристики направленности, обусловленной частотой и размерами акустические системы, и способа индикации. Дальность действия Г. с. лежит в пределах от сотен метров до десятков и более км и в основном зависит от параметров станции, отражающих свойств объекта (силы цели) или уровня его шумового излучения, а также от физических явлений распространения звуковых колебаний в воде (рефракции и реверберации) и от уровня помех работе Г. с., создаваемых при движении своего корабля.

Г. с. устанавливают на подводных лодках, военных надводных кораблях (рис. 2), вертолётах, на береговых объектах для решения задач противолодочной обороны, поиска противника, связи подводных лодок друг с другом и с надводными кораблями, выработки данных для пуска ракето-торпед и торпед, безопасности плавания и др. На транспортных, промысловых и исследовательских судах Г. с. применяют для навигационных нужд, поиска скоплений рыбы, проведения океанографических и гидрологических работ, связи с водолазами и др. целей.

Лит.: Карлов Л. Б., Шошков Е. Н., Гидроакустика в военном деле, М., 1963; Простаков А. Л., Гидроакустика в иностранных флотах, Л., 1964; его же, Гидроакустика и корабль, Л., 1967; Краснов В. Н., Локация с подводной лодки, М., 1968; Хортон Дж., Основы гидролокации, пер. с англ., Л., 1961.

С. А. Барченков.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТАНЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. statio - стояние стоянка),1) пункт остановки какого-либо сухопутного транспорта, совокупность сооружений и устройств, которыми оборудован такой пункт.2) Специально …
  • СТАНЦИЯ
    (от лат. static - стояние, стоянка), 1) пункт остановки сухопутного транспорта, а также совокупность сооружений и устройств, которыми оборудован этот …
  • СТАНЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Пункт, место остановки на железных дорогах и некоторых других путях собщения, а также сооруже-ния, примыкающие к этому …
  • СТАНЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Пункт, место остановки на железных дорогах и нек-рых другихсухопутных путях сообщения; сооружения и службы, относящиеся к …
  • СТАНЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СТ́АНЦИЯ (от лат. statio - стояние, стоянка), пункт остановки к.-л. сухопут. транспорта, совокупность сооружений и устройств, к-рыми оборудован такой пункт. …
  • СТАНЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ста"нция, ста"нции, ста"нции, ста"нций, ста"нции, ста"нциям, ста"нцию, ста"нции, ста"нцией, ста"нциею, ста"нциями, ста"нции, …
  • СТАНЦИЯ в Словаре великорусского языка делового общения:
    рабочее …
  • СТАНЦИЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • СТАНЦИЯ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. база, см. предприятие, см. пункт, см. …
  • СТАНЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. база, см. предприятие, см. пункт, см. …
  • СТАНЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Пункт остановки железнодорожных поездов и некоторых других видов сухопутного транспорта, курсирующих по определенному маршруту. 2) разг. Расстояние …
  • СТАНЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    станция, …
  • СТАНЦИЯ в Орфографическом словаре:
    ст`анция, …
  • СТАНЦИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    Название некоторых учреждений, предприятий, пунктов или групп научно-исследова тельских учреждений специального назначения Телефонная с. Электрическая с. Семеноводческая с. Метеорологическая с. …
  • СТАНЦИЯ в Словаре Даля:
    жен. , лат. , франц. место остановки путников; место, где меняют, берут свежих почтовых лошадей, сиб. станок. гл. стоять (как …
  • СТАНЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. statio - стояние, стоянка), 1) пункт остановки какого-либо сухопутного транспорта, совокупность сооружений и устройств, которыми оборудован такой пункт.2) …
  • СТАНЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    станции, ж. (от латин. statio). 1. Пункт остановки на больших дорогах, почтовых трактах. Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор. Вяземский (шутл. …
  • СТАНЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    станция 1. ж. 1) Пункт остановки железнодорожных поездов и некоторых других видов сухопутного транспорта, курсирующих по определенному маршруту. 2) разг. …
  • СТАНЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СТАНЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Пункт остановки железнодорожных поездов и некоторых других видов сухопутного транспорта, курсирующих по определенному маршруту. 2. разг. Расстояние …
  • КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ: КОСМИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ ВРЕМЕН ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ в Словаре Кольера:
    К статье КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ В конце 1950-х годов специалисты как в Соединенных Штатах, так и в Советском Союзе не имели …
  • 1986.04.29
    В Гибралтарском проливе врезается в дно новейшая американская подводная лодка "Атланта", которая относится к кораблям типа "Лос-Анджелес". В результате лодка …
  • 1977.02.04 в Страницах истории Что, где, когда:
    В 250 милях к юго-западу от Сан-Диего (штат Калифорния) сталкивается американская атомная подводная лодка "Снук", шедшая на большой глубине, и …
  • УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
  • ТУРКМЕНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …
  • САЛЮТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    наименование серии советских орбитальных станций, осуществляющих с 1971 полёты в околоземном космическом пространстве с космонавтами на борту и в …

Многие противолодочные вертолёты, преимущественно используемые с малых кораблей, оснащены опускаемыми гидроакустическими станциями. Некоторые вертолёты, наряду с ОГАС, имеют также и радиогидроакустические системы. Современные достижения в области технологии позволяют создать современные гидроакустические станции, пригодные для установки на вертолёты всех типов, независимо от их полётного веса (вес первых ОГАС достигал 500 кг). Назначение ОГАС – прослушивание водной среды при поиске ПЛ. Часть аппаратуры станции размещается на борту вертолёта, а другая – в опускном устройстве, заглубляемом с вертолёта в режиме висения.

Поиск ПЛ вертолёты производят путём последовательного обследования водной среды из точек висения, расположенных в определённом порядке. Обычно вертолёт зависает на высоте 10-15 м над водной поверхностью и заглубляет опускное устройство (акустическую антенну) на оптимальную глубину (до 450 м). Если объект поиска не обнаружен, то производится перелёт в очередную точку зависания.

Вертолётные гидроакустические станции за рубежом производят в основном три фирмы: Бендикс (США), Плесси (Англия), и Синтра-Алькатель (ФРГ). При их создании учитывался опыт конструирования и эксплуатации корабельных гидроакустических станций, использовались также идеи, реализованные в конструкции буёв.

Большинство современных ОГАС работают как в пассивном, так и в активном режимах, именуемых соответственно режимами шумопеленгования (ШП) и эхо-пеленгования (ЭП). Однако имеющийся в ОГАС режим ШП из-за малой шумности современных ПЛ и необходимости сложного оборудования для обработки и выделения полезного сигнала на фоне помех, применяется ограниченно, и, хотя это и сопряжено с рядом неудобств, предпочтение отдается режиму ЭП. При использовании станции в этом режиме после заглубления подъёмно-опускного устройства ОГАС включается в режим излучения – формируется довольно мощная акустическая посылка определённой формы и длительности (от 3 до 200 мс), в зависимости от типа ОГАС, режима работы, условий. Дальность до цели обычно не превышает 5000-6000 м в зависимости от условий поиска и определяется по времени от излучения импульса до приёма отражённого сигнала. Однако с появлением современных малошумящих ПЛ эти дальности существенно снизились. Можно предполагать, что с переводом ОГАС на низкие частоты, дальности обнаружения ПЛ в режиме ШП возрастут.

По принятому методу обследования пространства в горизонтальной плоскости различают ОГАС шагового поиска и кругового обзора. При шаговом поиске акустический сигнал излучается передающей антенной в определённом секторе. Антенна остается в этом положении в течение времени, необходимого для прохождения акустической волной расстояния, равного двойной дальности действия ОГАС. В течение этого времени включено приёмное устройство. Если контакт не установлен, то антенна (диаграмма) автоматически перемещается относительно вертикальной оси на ширину главного максимума характеристики направленности, и производится новая посылка. И так, шаг за шагом, последовательно просматривается весь горизонт (сектор). Очевидно, что с применением подобного метода, особенно при большой дальности станции и диаграмме направленности шириной 25-30 град; на круговое обследование потребуется очень много времени. Водная среда обследуется последовательно по секторам, а не весь горизонт одновременно, Поэтому станции шагового поиска применяются ограниченно, причём для сокращения времени обследования ширину обследуемого сектора увеличили до 60-90 град.

В ОГАС с круговым обзором акустическая посылка излучается по всему горизонту одновременно, после чего осуществляется круговой приём эхо-сигналов. В этом случае наблюдаются все объекты, находящиеся в пределах дальности ОГАС.

На противолодочных (многоцелевых) вертолётах военно-морских сил США и НАТО находятся ОГАС американского производства AN/AQS-13 (модификации А, В, С, D, Е, F, AN/AQS-18); английские – тип 195, Hisos-1; французские HS-12, DUAV-4 с последующими модификациями и другие. Большинство этих.ОГАС снабжены сложными системами датчиков со схемами формирования лучей и позволяют за одну- две посылки обнаружить ПЛ, определить её пеленг, дальность и скорость движения.

Опускаемая гидроакустическая станция AN/AQS-13A поступила на замену ОГАС AN/AQS-10, выпускавшейся с 1955 г. Она имеет несколько модификаций на основе базовой модели. В одной из последних её модификациях AN/AQS-13F используются частоты 9,5-10,5 кГц. При поиске ПЛ станция может работать в режиме ШП и ЭП, а также в режиме звукоподводной связи телефоном или телеграфом (только станция AN/AQS-13A).

Начиная с модификации AN/AQS-13B, станции для улучшения условий выделения полезного сигнала и устранения ложных целей с экрана индикатора могут дополняться адаптивным процессором APS (Adaptive Processor Sonar). С помощью APS повышается точность определения скорости цели, усиливается принимаемый сигнал. Большая энергия, излучаемая длинными импульсами в режиме APS, в сочетании с узкополосным анализом улучшает условия выделения полезного сигнала, особенно в условиях помех.

В этом режиме на индикаторе кругового обзора, кроме отображения пеленга и дальности, воспроизводится также значение до- плеровской радиальной скорости ПЛ.

Акустическая система станции размещается в опускном устройстве и состоит из трубчатых преобразователей – одного излучающего и восьми приёмных, расположенных над ним. Ширина диаграммы направленности каждого элемента составляет 45 град. В корпусе опускного устройства размещены также датчик температуры батитермографа.

Спуск и подъём опускного устройства осуществляется на 30 жильном кабель-тросе длиной 150 м с помощью лебёдки, барабан которой приводится во вращение гидромоторами. На вертолёте размещается также ряд дополнительных обеспечивающих применение станции устройств: указатель длины выпущенной части кабель-троса, датчики его вертикальности. Кроме того, в комплекте оборудования вертолёта имеется доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса, по сигналам которого вертолёт удерживается в точке висения (вручную или автоматически). Причём чувствительность последнего устройства очень велика. Сигнал смещения выдается при скорости вертолёта 400 м/ч.

Опускаемая гидроакустическая станция AN/AQS-18 также кругового обзора, и наряду с ОГАС AN/AQS-13F, для восьмидесятых годов являлась наиболее современной. Она работает в диапазоне частот 9,2-10,8 кГц. В конструкции этих станций просматриваются основные тенденции развития подобного типа технических устройств: уменьшение массогабаритных характеристик, увеличение глубины опускания приёмно-излучающего устройства и дальности обнаружения ПЛ.

В качестве индикаторов в комплекте станции AN/AQS-18 используется многоцелевой самописец и электронно-лучевая трубка с шестью масштабами дальности, максимальный из которых рассчитан на 18 км. На электронно-лучевой трубке кроме дальности показывается также пеленг на цель, величина его изменения, характер объекта, величина изменения расстояния. Имеется двухканальная слуховая система.

Станции AN/AQS-18, в том числе и поставлявшиеся в другие страны, комплектовались опускаемыми устройствами, существенно отличавшимися от ранее применявшихся. Кроме излучающих и приёмных элементов в опускаемое устройство поместили компас, генераторное устройство, усилитель мощности, датчик температуры воды, свинцово-цинковую аккумуляторную батарею для питания электронных схем и накопления энергии в генераторе.


Вертолёт SH-60B


Вертолёт SH-60B в зоне поиска. С правого борта виден магнитометр.


Противолодочный вертолёт Каман SH-2D "Си Спрайт" с буксируемым магнитометром.


Верхняя часть опускного устройства снабжена кольцевой акустической наделкой, которая обеспечивает стабилизацию процессов режима опускания и подъёма с большой вертикальной скоростью (подъём – 8,2 м/с, опускание – 5,2 м/с).

Уменьшение веса и габаритов отдельных элементов ОГАС, а также размещение подзаряжаемого постоянным током источника питания электроэнергией в опускаемом устройстве позволили вместо тяжелого кабеля использовать одножильный коаксиальный кабель толщиной всего 5 мм (обычный кабель имел диаметр. 12,5 мм и состоял из 30 проводов) и увеличить его длину до 460 м, причем время опускания на эту глубину такое же, как у станции AN/AQS-13, акустическое устройство которой заглубляется на 150 м.

На базе американской AN/AQS-13 в Великобритании создана станция типа 195, которая работает в режиме панорамного поиска в четырех секторах (шириной по 90 град, каждый) способом пульсирующей развёртки. Она входила в состав ППС вертолёта «Си Кинг» Великобритании.

Другая разработанная в Великобритании ОГАС – HISOS-1 устанавливается на вертолётах «Линкс». Информация, получаемая с её помощью, может обрабатываться бортовой ЦВМ AQS-902. Станция комплектуется гидроакустической широкополосной антенной решеткой, обеспечивающей более высокую точность определения пеленга цели и дальность обнаружения по сравнению со станцией типа 195. Антенна станции может заглубляться до 300 м. Имеются сведения, что система обработки данных этой станции может обрабатывать также информацию от буёв.

Во Франции вертолёты вооружались гидроакустической станцией DUAV-4, которая работала в режимах ШП и ЭП и обеспечивала также измерение радиальной скорости ПЛ по доплеровскому сдвигу частот. Приемно-излучающее устройство станции снабжалось малошумным приводом.

Более совершенной является ОГАС HS-12. В режиме шумопеленгования её антенна излучает импульсы акустической энергии прямоугольной или синусоидальной формы с частотной и гиперболической модуляцией. Повышение точности пеленгования обеспечивается за счёт использования цифровых методов формирования и управления диаграммой направленности.

В состав бортового оборудования станции HS-12 входят электронная аппаратура, схемы управления, специализированный процессор, индикаторы, аппаратура встроенного контроля, а также лебедка с гидроприводом. Радиоэлектронные блоки, размещенные в опускном устройстве, управляют излучением, формируют диаграмму направленности, осуществляют фильтрацию сигналов, а также усиление, квантование и определение максимума принимаемого сигнала.

Гидроакустическая антенна станции состоит из 12 керамических преобразователей. В дополнение к ним оператор может применять три полулуча. Система обеспечивает также панорамный пассивный поиск в полосе частот шириной 1 кгц в диапазоне от 7 до 20 кгц. Когерентная обработка сигналов и классификация контакта производится по 12 каналам. В опускном устройстве размещён также датчик температуры батитермографа. По мере погружения опускаемого устройства данные о температуре воды обрабатываются и поступают в запоминающее устройство.

Для уменьшения размеров кабеля в системе применена цифровая техника и мультиплексоры, что позволило погружать при- емоизлучающую систему на глубину до 300 м. На лёгких вертолётах может устанавливаться кабель длиной 170 м с более строгими ограничениями по весу.

Станция HS-12 устанавливалась в 80-х годах на большинстве средних противолодочных вертолётах, таких, как «Линкс».

Радиотехническое и навигационное оборудование

Основные средства обнаружения под­водных лодок - гидроакустические стан­ции «Титан» и «Вега». Подкильная ГАС освещения подводной обстановки МГ-332 «Титан», имевшая ламповый генератор, была установлена только на головном «Бдительном», на серийных кораблях монтировались усовершенствованные «Титан-2» или «Титан-2Т» с генератора­ми на полупроводниковой базе. Все мо­дификации ГАС обладают примерно оди­наковыми параметрами и служат для об­наружения и определения координат ПЛ, а также выдачи данных в посты управле­ния противолодочным оружием. Носовая подкильная антенна станции работает на частоте 18 кГц в круговом и секторном режимах; ее излучающая мощность - до 100 кВт. Посты ГАС расположены в 4-м отсеке, выгородка антенны заполнена прес­ной водой (45 т). Дальность обнаружения подлодки - до 20 км (при благоприятной гидрологии), мины или торпеды - 2 - 3 км.

Буксируемая ГАС МГ-325 «Вега» созда­на специально для поиска вражеских под­водных лодок при неблагоприятных гид­роакустических условиях (под слоем скач­ка скорости звука). Она обеспечивает об­наружение ПЛ на дистанции до 15 км.

Кроме того, «буревестники» оснащались гидроакустическими станциями специаль­ного назначения. Опускаемая вертолетная ГАС МГ-329 «Ока» установлена только на кораблях проекта 1135М. Она служит для прослушивания пространства в режиме шумопеленгования. Используется лишь на «стопе» и опускается за борт из помеще­ния по правому борту. ГАС МГ-7 предназ­начена для поиска подводных пловцов в якорном режиме. На корабле имеются два комплекта таких станций - носовой и кор­мовой. Их антенны хранятся на верхней палубе, а на стоянке опускаются на трос-кабеле в воду; одновременно открывается вахта наблюдения за подводной обстанов­кой и борьбы с подводными диверсанта­ми. ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хос­та» (МГ-35 «Штиль») обеспечивает опозна­вание с подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и те­лефонном режимах. Наконец, имеются станция МГС-407к для работы с выставлен­ными радиогидроакустическими буями и аппаратура классификации КМГ-12 «Кас­сандра», осуществляющая накопление и регистрацию акустических сигналов.

В форпике кораблей размещалась новин­ка - неакустическая станция обнаружения ПЛ по кильватерному следу МИ-110. Одна­ко эффективность ее работы оказалась низ­кой, и поэтому применялась она мало.

Основа радиолокационного оборудова­ния «буревестников» - станция дальнего обнаружения надводных и воздушных це­лей МР-310 «Ангара» - работает в диа­пазоне 10 см и имеет дальность действия до 200 км. Для управления артиллерий­ской стрельбой на кораблях проекта 1135 используется РЛС МР-105 «Турель». Ее рабочий диапазон - 3 см, дальность со­провождения целей - до 30 км. На кораб­лях проекта 1135М установлена станция МР-145 «Лев» - дальнейшее развитие МР-105 с улучшенными параметрами и элементной базой.

В качестве навигационных РЛС устанав­ливались станции «Дон», «Волга», затем «Вайгач». Наиболее распространенная модель- «Волга». Она работает в диапа­зоне 3 см, дальность действия - 60 миль. Для обеспечения задач кораблевождения применяется также электронно-вычисли­тельное устройство МР-226 «Побратим».

Система опознавания «свой - чужой» «Кремний» с дополнительной аппаратурой «Никель» и «Хром» была сопряжена с РЛС обнаружения и имела режимы общего и индивидуального опознавания. В 1985 году ее заменили на систему «Пароль».

Вся информация от РЛС и ГАС посту­пает на планшеты надводной и воздуш­ной обстановки боевого информационно­го поста (БИП), что существенно умень­шает время реакции в случае угрозы ко­раблю со стороны противника.

Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) включают в себя станцию поиска работающих РЛС и постановки активных помех МП-401С «Старт-С», систему ПК-16, надувные уголковые отражатели и сред­ства гидроакустического противодей­ствия. ПК-16 представляет собой сис­тему постановки ложных дезинформи­рующих, отвлекающих и уводящих це­лей в дальней зоне. Ее основа - четы­ре комплекта пусковых установок КЛ-101 из 16 направляющих калибра 82 мм. Бое­запас- 128 неуправляемых турбореак­тивных снарядов. ПУ наводится только в вертикальной плоскости и выставля­ет пассивные помехи на дальности до 3500 м.

В 80-х годах модернизированные ко­рабли были оснащены системой РЭБ ПК-10, предназначенной для постановки ложных уводящих целей, срывающих опти­ческие и радиолокационные каналы само­наведения в ближней зоне (около 1500 м). В ее состав входят ПУ КЛ-121.

Штурманское оборудование состоит из гирокомпаса «Курс-5» или «Курс-10», эхолота НЭЛ-М2 «Молога», радиопелен­гатора АРП-50, или «Румб», гидродина­мического (МГЛ-50) или индукционного (ИЭЛ-1) лага, автопрокладчика АП-4, ко­рабельного измерителя ветра КИВ-55, спутниковых систем определения коор­динат (низкоорбитной СЧ-1 и среднеорбитной ГЛОНАС- GPS ), средств коррекции места корабля «Цикада», «Цикада-М», БРИЗ, БРИЗ-К, БРАСС МАРС-75, систе­мы обеспечения совместного плавания «Огонь-50».

Установленная на кораблях радиоап­паратура обеспечивает надежное под­держание связи с берегом из любой точ­ки Мирового океана во всех диапазонах. Она представлена передатчиками Р-653 «Щука» (СВ), Р-654 «Окунь» (KB ), радио­приемниками Р-678 «Брусника» (KB ) с оконечными устройствами, УКВ радио­станциями Р-619 «Графит», обеспечива­ющими слуховую телефонную, телеграф­ную, буквопечатающую и сверхбыстро­действующую связь в открытом и засек­реченном режиме. Приемный радио­центр находится в надстройке; переда­ющий пост связи - на главной палубе. Кроме того, на корабле имеются армей­ские радиостанции с автономными ис­точниками питания Р-143 и Р-109 (или Р-105), а также радиостанции судоводителя «Рейд». Антенные устройства вклю­чают в себя коротковолновые штыревые антенны типа АР-6, АР-10, антенны УКВ и наклонную антенну «Луч». Первона­чально были установлены оригинальные радиостанции направленного действия Р-622 «Кит» для связи с береговыми постами наблюдения, но они не прижи­лись и были демонтированы.

Для зрительной связи служат малые и большие сигнальные прожекторы, сиг­нальные и клотиковые огни, а также ком­плект флагов.

Похожие публикации

Инженерный анализ видов и способов гидроизоляции подземных частей здания от грунтовых вод
Утепление цоколя фундамента снаружи: используемые технологии и материалы, этапы работ
Как рассчитать стоимость фундамента под дом?
Обзор условно-графических обозначений, используемых в электрических схемах
Реферат: Тепловые испытания паровых турбин и турбинного оборудования Идентичность
схемы измерений и применяемых приборов
Технические условия. Реактивы. Кислота борная. Технические условия А. требования безопасности
Размножение кустарников черенками
Роза Абрахам Дерби: изящная и ароматная Abraham darby абрахам дерби отзывы
Уход за красной смородиной осенью обрезка Санитарная обрезка смородины летом
Новогодний декупаж — интересные проекты оформления и варианты торжественного украшения (140 фото) Декупаж свечи салфетками: видео пошагового изготовления