Как оформить интерьер квартиры в стиле арт деко? Стиль арт-деко в интерьере: примеры оформления, фото Ар деко в архитектуре.

Как оформить интерьер квартиры в стиле арт деко? Стиль арт-деко в интерьере: примеры оформления, фото Ар деко в архитектуре.

Ар-деко - течение декоративного и изобразительного искусства начала XIX века. Впервые оно возникло во Франции в 20-х годах, после чего обрело популярность в 30-40-х во всем мире. В основном направление проявлялось в моде, живописи и нередко встречалось ар-деко в архитектуре. Этот стиль отличается эклектикой, который представляет собой специфическое слияние неколассицизма и модернизма. Большое влияние на ар-деко в архитектуре произвели такие художественные направления, как футуризм, кубизм и конструктивизм.

Особенности

Особенности стиля ар-деко в архитектуре ярко выделялись на фоне плавного и тягучего модерна. От прежде модной мягкости линий и форм не осталось и следа: теперь стильными считались четкие и выраженные контуры и фигуры. Отличительными чертами ар-деко являются:

  • строгая закономерность;
  • выраженная геометрия;
  • этнические и геометрические узоры;
  • отсутствие ярких цветов;
  • использование полутонов;
  • яркие орнаменты;
  • роскошь, шик в оформлении;
  • дорогие качественные материалы (например, алюминий, слоновая кость, ценные породы дерева, крокодиловая кожа, серебро и проч.).

В Америке, а также во Франции, Нидерландах и некоторых других европейских странах ар-деко со временем эволюционировал и приобрел некоторые черты функционализма.

Термин

Особенностью истории стиля ар-деко является то, что это направление возникло как бы "в один день". Новый термин зародился на международной выставке искусства, которая проходила в 1925 году в Париже. На этом мероприятии были представлены французские предметы роскоши, которые демонстрировали, что Франция по-прежнему оставалась общепризнанным центром тонкого вкуса и высокого стиля после недавно прошедшей Первой мировой войны.

История

При этом само по себе направление существовало и до выставки: первые признаки зарождающегося стиля стали заметны еще в 1920-х годах в европейском искусстве. До Америки же ар-деко дошло только к 1928 году. В 30-х годах в США оно оформилось в отдельное американизированное направление. Так называемый Streamline Moderne стал настоящей визитной карточкой этого десятилетия: предметы искусства и мебели в подобной стилистике можно было заметить практически в каждом доме.

Ар-деко ассоциировался со стилем и роскошью: считалось, что этот шик стал реакцией на долгие и тяжелые годы ограничений и аскетизма во времена Первой мировой войны. Однако вскоре новое декоративное течение после резкого взлета незаметно исчезло, растворившись в истории: очень скоро его стали считать излишне кричащим, поддельно роскошным. Стить окончательно исчез с наступлением Второй мировой войны и лишениями, которые она за собой принесла.

Интересным фактом является то, что в колониальных странах, таких как, например, Индия, ар-деко был популярен вплоть до 1960-х годов. К 80-м интерес к этому стилю вновь проснулся, что было связано с развитием графического дизайна. Таким образом, несмотря на то, что это направление по факту просуществовало недолго, оно оставило за собой громадное наследие, отголоски которого порой слышны до сих пор в различных сферах жизни и искусства.

Влияние

Хотя стиль в архитектуре ар-деко официально возник в 1925 году, особенно высокую популярность он обрел к концу 1960-х. Мастера этого вида искусства не составляли собой некое единое сообщество. Скорее, это движение считалось эклектичным, находясь под влиянием различных источников, которые нашли свое слияние в новом стиле:

  • "Венский сецессион" раннего периода, который принес за собой функциональный индустриальный дизайн.
  • Примитивное этническое искусство Египта, индейцев Центральной Америки и народов Африки.
  • Архаичный период Древнегреческого искусства.
  • "Русские сезоны" Сергея Дягилева - эскизы костюмов и декораций.
  • Творчество Леона Бакста.
  • Футуризм и кубизм с их кристаллическими, гранеными формами.
  • Неоклассицизм Буле и Карла Шинкеля.
  • Растительные и животные мотивы, например, солнца;
  • Атлетичные фигуры женщин-спортсменок, которых стало особенно много в тот век, острые стрижки флэпперов (мода того времени);
  • Технологические достижения: небоскребы, радио и др.

Ар-деко в архитектуре стал отдельным жанром, несмотря на то, что совместил в себе признаки множества различных направлений. Хотя период его существования был недолгим, многие примеры этого стиля до сих пор восхищают искусствоведов и простых зрителей.

Материалы

Стиль ар-деко в архитектуре и интерьерах отличился особенным качеством и дороговизной. Мастера того века обратились к новым, ярким и надежным материалам, причем использовали они их в самых различных сферах искусства: от декоративно-прикладного до архитектуры. Активно применялись эмаль и стекло, алюминий, нержавеющая сталь, кожа крокодила, акулы, зебры. Особенной популярностью пользовалась инкрустрация по дереву.

Широко применение нашли резкие, с четким выделением акцентов линии, зигзагообразные и ступенчатые формы, что шло вразрез с мягкими размытыми очертаниями, присущих стилю модерна. Часто использовались элементы ритма шеврона и клавиш фортепиано.

Некоторые из таких узоров стали встречаться повсеместно, к примеру, орнамент, напоминающий клавиши пианино: он фигурировал как на дамской обуви, так и на батареях отопления. Стилем ар-деко украшались не только жилые дома, но и общественные места, такие как кинотеатры и даже океанские лайнеры.

В современном интерьере ар-деко отличается насыщенностью орнаментов восточной, индийской и египетской культуры в сочетании с дизайнерскими идеями современных профессионалов. Основой цветовых решений являются контрасты, в частности, черно-белых узоров.

Представители

Однако центром и колыбелью направления ар-деко оставался Париж. Здесь были особенно популярны и востребованы изделия в этом модном стиле.

Одним из ярчайших представителей в направлении ар-деко стал Жак-Эмиль Рульманн - известнейший дизайнер мебели той эпохи. Его также называют последним классическим парижским "краснодеревщиком".

Огромный вклад в развитие стиля ар-деко в архитектуре внесли Жан-Жак Рато, а также французская компания Süe et Mare, благодаря своей продукции. Не менее знамениты стали стекла Мориса Марино и Рене Лалика, изделия из кованного металла авторства Эдгара Брандта, ширмы Эйлин Грей, эмали Жана Дюнана, часы и ювелирные украшения великой компании Cartier.

Хотя ар-деко нередко встречался в мебели, внутренней и внешней отделке дома, этот стиль также повлиял и на сферу скульптуры. Своеобразным символом в этом искусстве стали изделия из слоновой кости и бронзы. Скульпторы того времени вдохновлялись древним мастерством Востока и Египта, а также последними технологическими достижениями. Так, французские мастера смогли выработать новый уникальный стиль, которому удалось поднять статус с малой пластики до уровня высокого искусства.

Среди классических представителей творцов скульптуры ар-деко Поль Филипп, Клер Жан Робер Колине, Отто Поэрцель, Бруно Зак, Фердинанд Прайсс, Дж. Лоренцль, а также Дмитрий Чипарус.

Streamline Moderne

Данное стилевое направление развивалось параллельно с ар-деко, но имело свои собственные отличия. В стримлайн модерне, которое получило большое распространение в США, ощущается особое влияние промышленных масштабов производства и аэродинамических технологий. В произведениях такого ряда встречались силуэты самолетов и револьверных пуль.

На популярность и развитие этого стиля повлияло появление автомобиля фирмы "Крайслер", который отличался обтекаемыми плавными формами. Эта модель получила столь высокую оценку, что вскоре подобные очертания стали применяться не только для автомобилей, но и для зданий, предметов мебели и даже точилок и холодильников.

Ар-деко в СССР

Стиль ар-деко в архитектуре немало повлиял на облик советских городов: наряду с неоклассицизмом и постконструктивизмом почерк данного направления стал одним из ярких источников сталинской архитектуры. Особенно заметно это влияние на примере некоторых станций Московского метрополитена: «Аэропорт», Замоскворецкая и Сокольническая линии. Интересно, что немало типовых серий СССР скопированы с известных американских проектов в стиле ар-деко.

Также нередко встречается ар-деко в архитектуре Москвы и других городов. Среди наиболее типичных примеров выделят стоквартирный дом, построенный в Новосибирске А. Д. Крячковым и В. С. Масленниковым.

Хотя отношение к этому стилю в обществе всегда было противоречивым, нельзя отрицать, что art-deco - полноценный архитектурный стиль. Его популярность настолько возросла, что он стал использоваться в оформлении буквально всего, начиная с дизайна автомобилей и заканчивая посудой. Большое влияние это направление оказало на архитектуру, скульптуру, оформление интерьера, моду, графику, промышленный дизайн и даже кинематограф.

Ар-деко утвердил закономерную реакцию общества в отношении эстетических взглядов на мир. Зажатый в рамках между двумя мировыми войнами, данный стиль высоко взлетел, но не исчез бесследно: до сих пор у него остаются почитатели и поклонники, и вряд ли когда-нибудь они исчезнут.

Самый яркий стиль начала 20го столетия Ар-деко заметно выделялся среди тогдашних сдержанных тенденций. Роскошный, благородный и экстравагантный - он не оставит равнодушными ценителей красивых интерьеров.

И пусть современники назвали его слишком вычурным и излишним, но в нем определенно есть своя прелесть, не зря же ар-деко долгое время был визитной карточкой самых влиятельных слоев общества.

Немного из истории стиля ар-деко

После серой и убогой атмосферы, которая нависала над Европой в годы Первой мировой войны, людям хотелось красоты и блеска.

Не удивительно, что под такое настроение возникает стиль ар-деко. Он объединил в себе яркие краски, дорогие материалы, удобство и функциональность.

Обладатель дома в стиле ар-деко заявляет, что не отказывает себе ни в каких наслаждениях и при этом обладает безупречным вкусом. Неприкрытая роскошь комнат не выглядит вульгарно, она только подчеркивает праздничность интерьера.

В 20-30х годах прошлого столетия стиль ар-деко украшал жилища богатых горожан, преимущественно в столицах или других крупных центрах. Ар-деко в интерьере возник из декоративного искусства, поэтому художественные предметы обязательно наполняют комнаты, а неформальные творческие решения только приветствуются. Нередко представители богемы отдавали ему свое предпочтение.

Кроме частных владений, ар-деко широко применяли для общественных учреждений. Этот стиль – символ элитарности, он указывает на определенный класс заведения. Ар-деко гармонично влился в обстановку круизных лайнеров, престижных салонов и отелей. Одним словом, он всегда шел рядом с зажиточностью и пышностью.

Коктейль под названием «Ар-деко»

Стиль ар-деко не принадлежит к числу «чистых» и «независимых». Он представляет собой микс из разнообразных стилей, хотя, безусловно, выглядит очень слажено: яркий незаурядный декор модерна наполняет четкие продуманные неоклассические формы, а этнические орнаменты разбавляют ровные конструктивистские поверхности.

Давайте разберемся, какие черты популярных в начале 19 века стилей впитал в себя эклектический ар-деко.

Неоклассика: четкость композиции и отделка

И ар-деко, и неоклассика любят большие площади, огромные оконные проемы и вообще королевские размеры во всем.

Ар-деко в интерьере перенял отделку помещения. Стены все так же остаются гладкими и однотонными, а пол покрывают мрамором или паркетом. Дерево дорогих (особенно темных) пород продолжает быть востребованным.

В комнате в стиле ар-деко может быть схожая мебель, но это не обязательно. Если же это так, то одинаковы не только силуэты, но и обивка: натуральная кожа или велюр нашли свое место и там, и тут.

Модерн: насыщенный декор и необычная палитра

Своим подходом к функциональности и практичности конструктивизм оказал влияния на все стили прошлого века, и ар-деко не стал исключением. Ему так же присущи правильные геометрические линии, а все вещи в первую очередь удобны.

В архитектуре просматривается все та же идея планирования изнутри, то есть внешний вид здания отталкивается от его предназначения и от того, каким хотелось бы видеть интерьер.

Современные материалы пришли с конструктивизма и используются наряду с классическими. Хромированный металл и стекло играют важную роль в дизайне в стиле ар-деко. Их чаще всего используют в элементах мебели (ножки и столешницы столов, ручки шкафов) и в межкомнатных перегородках.

Этнический стиль: орнаменты и образы

В 1922 году была открыта гробница Тутанхамона и вся Европа и Америка с интересом следили за этим событием. Окутанное тайной древности оно долго оставалось на устах и даже повлияло на интерьер. Появилось много желающих разместить у себя дома декоративную пирамиду или сфинкса. Ар-деко переполнен такими египетскими предметами.

Но кроме этого, повышенное внимания в то время заслужила вся примитивная африканская культура.

Изображение мифологических созданий, сделанные вручную грубые деревянные статуэтки, народные музыкальные инструменты, шкуры животных имеют место в ар-деко. Вот причина, почему данный стиль отлично подходит путешественникам и коллекционерам.

Самая яркая нота, позаимствованная у этно-стиля – это, несомненно, орнаменты. Именно они четко отделяют ар-деко от других стилей 20го столетия.

Сочные и динамичные, немного дикие узоры привносят в ар-деко особую энергетику, делают интерьер как будто подвижным.

Вот такой он необычный: коктейль ар-деко, смешавший и стили, и культуры. Не то сдержанный модерн, не то пышная неоклассика – он всегда элегантный и престижный.

Ар-деко в интерьере как яркая вспышка обращает на себя внимание и при этом остается комфортным для проживания стилем.

Интерьер в стиле арт деко переводится с французского языка как «декоративное искусство». Желающих сделать отделку помещения в этом стиле очень много. Данный стиль согласно классификации является разновидностью 30-40-х годов, когда изысканной отделке подлежал не только фасад дома, но и его внутренний интерьер.

В арт деко можно встретить принты с изображением животных и рыб. В интерьере приветствуются лампы в виде необычных скульптур, дорогая мебель, декорирующие элементы.

Приступать к оформлению квартиры желательно с выбора дизайна. Он обязательно должен быть геометрическим. Классические конструкции и смелые геометрические формы – вот что приветствуется в ремонте. Начните с обоев. Подойдут полотна со строгими геометрическими узорами. Прямолинейность и витиеватость форм, кидающихся в глаза, оживит любую комнату.

Как дань моде, можно наносить символику в виде иероглифов, пирамид, голов сфинксов на мебель, рамки для фото, картины, обои, текстиль.

Наличие в интерьере элементов египетского стиля позволит из любой комнаты сделать царские хоромы.

Особенности расцветки

Уникальной особенностью арт деко является геометричность узоров в отделке. Яркие цвета в отделке позволяют создать красивый арт деко дизайн. В этом стиле приветствуется контрастность цветовой палитры. Она вносит в помещение атмосферу возрождения.

Плитка для отделки стен ванной комнаты и кухни обычно оформляется в монохромной комбинации черно-белой палитры. Очень актуальны для данного стиля керамические и фарфоровые изделия.

Отличительные черты стиля арт деко

Стиль арт деко отличается от других стилей:

  • Строгой геометричностью форм

Это самая главная особенность дизайнов данного стиля. Акцент должен делаться на строгую симметричность предметов в интерьере. Характерными чертами данного стиля являются: четкость линий, наличие декора в виде изгибов, линий, зигзагов, ступенчатость форм. Здесь полностью отсутствуют романтичные и природные орнаменты.

Второй, не менее важной особенностью стиля арт деко, считается искусственная имитация природного освещения, обеспечивающаяся за счет использования массивных зеркал.

  • Блеском и гладкостью поверхности

В отделке, выполненной в , блестит все, начиная от покрытий глянцевой краской и лаком, и заканчивая металлом и полированным деревом.

Множество зеркал и стекол создают в квартире уникальное светоотражение. В качестве декора могут использоваться не только огромные зеркала, но и кафель, стеклянные поверхности и зеркальные предметы мебели.

Совет: используйте как можно больше отражающих универсальных поверхностей. Так вы сможете создать уникальный дизайн комнаты в стиле ар деко классика.

  • Роскошностью отделочных материалов

В интерьере современных квартир запрещается использовать деревенский ситцевый текстиль и ткани из натурального льна. Здесь больше приветствуются аристократичные дорогие ткани с эксклюзивными расцветками. Отделка бархатом, сатином, парчой, натуральным мехом, шелком, тафтой с позолотой и геометрическими зеркалами создает особую атмосферу богатства, величественности и роскоши.

  • Этничными мотивами и животными принтами

В изысканном арт деко стиле рекомендуется отобразить могущий дух африканских сафари. Это легко сделать, если использовать в интерьере в виде декораций различные экзотические материалы, например, кожу рептилий, шкуры животных, перламутровые поделки, слоновую кость, а также некие элементы египетских мотивов и восточных орнаментов.

  • Цветовой палитрой

Черно-белая цветовая гамма – главная в стиле арт деко. Она весьма актуальна, т.к. пользуется большим спросом. Кроме этих двух цветов применяется яркая насыщенная палитра «дорогих» оттенков (например, изумрудная, золотая, рубиновая, сапфировая).

Уместны недешевые бежево-шоколадные и кремовые тона.

  • Симметричностью

Важная особенность стиля арт деко – строгая симметричность, в которой интерьер заранее продуман, и отличается самодостаточностью, гениальностью и гармоничностью.

Совет: отдайте предпочтение огромным настенным декорациям в виде плетеных вееров, золотых чаш, абажура с бахромой.

  • Освещенностью

Что касается освещенности, то тут дело обстоит с многоуровневой системой, создающей волнительную, загадочную и необычную атмосферу. Оригинально смотрится блеск полированных светильников правильной геометрической формы, выполненных из стекла, хромированной стали, меди.

Иногда стоит задуматься, а действительно ли так необходимо создание классического стиля арт деко. Ведь в основе этого интерьера - высокие потолки, большие окна, просторные залы. Не всегда просто учесть все детали и нюансы. Лучше остановить свой выбор на более простом оформлении квартиры в стиле арт деко.

Преимущества дизайна в стиле арт деко

Положительными моментами в оформлении арт деко стиля считаются:

  • роскошь оформления;
  • применение дорогостоящих отделочных материалов (мрамора, кожи, бархата, красного дерева, металла, стекла, натурального меха, шелка);
  • активное использование позолоченных и хромированных деталей в интерьере;
  • оригинальная ценная мебель;
  • функциональность интерьера;
  • утонченность отделочной расцветки;
  • строгая геометрическая узорчатость;
  • использование в качестве напольного покрытия глянцевой плитки либо блестящего паркета;
  • яркое массивное освещение.

Если в целом рассматривать стиль арт деко, то смотрится он весьма экстравагантно, дорого, шикарно, изысканно, элитно. Сочетание классики форм и современности отделочных материалов делает интерьер невероятно красивым, модным и стильным.

Особенности декора и меблирования

Для стиля арт деко характерна натуральная мебель из ценных пород дерева. В отделке могут использоваться ясень, розовое дерево, клен, мадронья. Все деревянные детали обязательно декорируются резьбой в стиле восточных орнаментов. Ручки мебели желательно изготовить из высококачественной хромированной стали и тщательно отполировать. Обивку лучше использовать светлых оттенков с несложным орнаментом. В качестве напольного покрытия целесообразно использовать покрытые массивными коврами кубического стиля ламинат либо паркет.

Окна лучше оставить открытыми либо легко зашторить полупрозрачной тюлью.

Совет: во всей квартире окна должны быть большими и светлыми. Они должны пропускать в комнату максимум солнца, чтобы обеспечить хорошую природную освещаемость.

Помимо всего прочего, в интерьере квартир можно встретить стекло в виде сервизов из хрусталя, изысканных люстр, рамок для фото, статуэток. Чтобы придать комнате богемности и роскоши, достаточно установить зеркальную стенку со встроенным открытым баром. В качестве декорирующих элементов часто встречаются поделки из драгоценных камней, керамические изделия, бронза.

Фото: большие оригинальные зеркала в интерьере прихожей

Важно отметить, что стиль арт деко впечатляет оптимизмом, изысканными формами, позитивным настроением. Особой чертой и главным секретом стиля арт деко является некая ступенчатость, напоминающая форму пирамид Египта. В качестве материалов используются полированные и лакированные поверхности, хромированные элементы декора, зеркала.

Изюминка интерьера данного стиля – бар и кофейный столик из стекла. В дизайне спален и гостевых комнат встречаются: светлая мебель из дорогих пород деревьев округлой формы, ворсистые ковры с кубическим рисунком, бархатное постельное белье. Из растений предпочтение отдается пальмам, которые не требовательны в уходе и которые можно украсить декорирующими элементами в виде перьев, макетов животных, статуэток, вееров.

Освещение в интерьере играет особую роль. Подойдут только осветительные приборы с матовым стеклом и хромированными деталями.

Цветовые решения – бежевые, коричневые, кремовые тона. Также можно использовать яркую расцветку, например, голубую, желтую, оранжевую, осветляющую помещение. Элементы черного в дизайне завершают оформление и делают акцент на важных деталях стиля. В целом стиль арт деко подойдет для создания интерьеров как старинных частых домов, так и современных жилищ.

Публикации раздела Музеи

Ар-деко для «чайников»

Г де и как возник стиль ар-деко, кто его основал, был ли он в молодом Советском Союзе - разбираемся в хитросплетениях стиля вместе с Софьей Багдасаровой.

Что такое ар-деко?

Лист из альбома Feuillets d"Art. 1919

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Лист из альбома Modes et Manières d"Aujourd"hui. 1914

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», - название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна , между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне - моде , украшениях , плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро-вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни - очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

Как узнать предмет в стиле ар-деко?

Портсигары, пудреницы. 1930-е. Институт моды Киото

Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото

Эта вещь обязательно будет красивой - стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного - много. Нередко автор явно использовал линейку - но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс - поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

Стиль в моде

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко - в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля - великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни - цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом , стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы - фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Стиль в ювелирных украшениях

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» - золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) - вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

А в России ар-деко было?

Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: сайт/institutes/7985

Станция метро «Маяковская»

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: сайт/institutes/7985

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас - нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств - архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций - все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы - помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper"s Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого - Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» - одна из ключевых работ стиля.

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, - Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, - румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии - явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что - спасибо Дягилеву и за ар-деко!

Стиль ар-деко зародился в 1925 г. в Париже на Выставке прикладных искусств и современных материалов. Он был значительно проще и утонченней начала века. Ар-деко представлял собой органическое переплетение баухауза с элементами , соединявшие в себе внешнюю роскошь и рациональность структуры.

Для сооружений этого стиля были характерны кубические формы в сочетании с контрастом горизонтальных и вертикальных элементов. Для подчеркивания основного объема использовались понижающиеся выступы.

Стиль ар-деко вышел далеко за пределы архитектуры. Он был чрезвычайно популярен в сфере моды, мебельного дизайна, а также графике. В этом стиле оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия».

Мастера ар-деко часто использовали алюминий, нержавеющую сталь, инкрустации по дереву, кожу акулы и зебры. Формы были ступенчаты и зигзагообразны, с множеством – широких кривых линий.

Широко применялись моти­вы шеврона и клавиш фортепьяно.

Организовавший Союз худож­ников-модернистов Робер Малле-Стевен (1886-1945) способс­твовал распространению этого стиля в Европе. В США появились новые небоскребы: Маккрау-Хилл-билдинг в Нью-Йорке (архитектор Раймонд Худ, 1929 г.), Крайслер-билдинг (архитектор ван Элен, 1929 г.), Рокфеллер-центр.

За­нимал площадь трех городских кварталов. Перед ним располага­лось незастроенное пространство, по периметру которого шли ряды магазинов. Внутри находился Мюзик-холл Радио-сити. Во внут­реннем декоре использовались деревянная облицовка, узорчатый орнамент, зеркала, а также декора­тивные элементы из полированно­го металла.

Был построен в восточной части Манхэттена в 1930 г. по проекту архитектора У. ван Алена. Заказ на возведение здания поступил от бывшего сенатора У. Рейнольдса. Позже проект был продан У. Край­слеру под штаб-квартиру компа­нии. Здание строилось очень быс­тро - четыре этажа в неделю. К концу строительства по высоте оно практически равнялось небоскребу архитектора Крэга Северанса на Уолл-стрит. Чтобы Крайслер-бил­динг был самым высоким зданием в мире, У. ван Ален получил разре­шение от города увенчать его вы­полненным из нержавеющей стали марки «Нироста» 38-метровым шпилем, который был установлен в ноябре 1929 г. Таким образом, высота Крайслер-билдинг соста­вила 319 м. Небоскреб был открыт 27 мая 1930 г.

Крайслер-билдинг в Нью-Йорке - пример ар-деко в архитектуре. Орнамен­тация башни повторяет мотивы дизайна колпаков на дисках колес автомобилей марки «Крайслер» того времени.

Орнамент башни напоминал дизайн колпаков на дисках колес автомобилей марки «Крайслер».

На ее вершине располагалась смотровая площадка, которая через несколько лет была заме­нена рестораном. Из-за Великой депрессии 1930-х гг. ресторан пе­рестал окупаться и был превращен в частный клуб. Самые верхние уровни здания использовались для радиооборудования.

Несмотря на критику проекта, здание Крайслер-билдинг стало символом Нью-Йорка, а со вре­менем было признано наивысшим архитектурным выражением эпохи 920-х гг. Изначально оно прина­длежало корпорации «Крайслер», а в настоящее время находится в совместной собственности Abu Dhabi investment Council и Tishman Spever Properties