Что такое маяк? Маяки. История маяков, фото

Что такое маяк? Маяки. История маяков, фото

: Маяк - сооружение, которое нельзя назвать просто сооружением. Маяки всегда притягивали взоры и внимание людей своим романтизмом, особым значением для моряков, и даже своей уединенностью на мысах и крутых скалах, выступающих в море а девушки утверждают, что еще и формой. На протяжении многих сотен лет маяки имели огромное значение для морской навигации, часто становясь фактически спасением для изможденных штормами экипажей кораблей, возвращающихся домой или идущих в чужой порт. С развитием современных технологий, в том числе и в морской навигации, оптические маяки уже не играют такую значительную роль, уступая радиомаякам и спутниковым системам. Но стоят, все еще стоят, будто битые временем морские волки, мигающие в ночи башни на берегах морей и бухт.

Около маяка я был десятки раз, а вот внутрь попасть все не удавалось...

3. Херсонесский маяк знаком и узнаваем многими. Он расположен у входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в море оконечности мыса Херсонес (не путать с заповедником Херсонес, который расположен непосредственно в городе Севастополь).
Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6 лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные корабли.
Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополь требовала, в том числе, и организация навигационных сооружений. Одним из которых и стал Херсонесский маяк.

4. Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским. Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи – Финского залива.

5. Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение XIX-XX веков, которое было в 1927 году.

6. Еще в XIX в. для маячной прислуги возле башни построили дома. Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от штормов и бурь.
В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая система, управляющая маяком

7. В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.
Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.
В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы.
После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.
Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас.
Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.

8. Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка.

9. Назначенное время он смотрит в таблице освещенности, которая составляется на каждый месяц на основании времени рассвета и заката каждого дня

10. Это часы, которые подвешены в специальной системе, нивелирующей влияние гравитации земли

12. Аппарат прямой связи с главной навигационной службой и стикер с позывными

13. На стене в комнате смотрителя маяка олдскульный плакат по технике безопасности и такой же олдскульный аккумуляторный фонарь. И только мобильный телефон выдает современность

14. Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное

15. Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) башня была почти полностью разрушена и заново отстроена в 1950-1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем.

15. Как устроена маячная башня?
Как я уже говорил, она имеет высоту 36 метров. Нижняя часть - пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя ярусами световых окон для освещения лестницы.
В верхней части располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью находился смотритель. На самом верху - колпак, в котором располагается лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден отовсюду.

16. Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и маленькое окно-иллюминатор

17. И вот - святая святых - в люке показывается горящая в ночи лампа маяка

18. Сегодня используется система с кварцево-галогенная лампа мощностью 1 кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году.
Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем, чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» - Севастополь.
Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75» работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа.

19. Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно

20. Вид на маячный городок с башни маяка.
Городок тоже появился не сразу. Первое время обслуживающий персонал ютился в крохотных плохо отапливаемых домах - 20 человек в 4 комнатах.
В начале 1870-х годов построили первое двухэтажное здание для размещения нижних чинов. Правда, это здание было сильно повреждено штормом 1876 года.
После шторма вокруг маяка возвели брекватер, защищающий башню и маячный городок с моря.
Сегодня здесь несколько двухэтажных зданий, в которых живут люди, так или иначе обеспечивающие или обеспечивавшие функционирование маяка и его оборудования.

21. Ночью с маяка открывается прекрасный вид в открытое море.
Кстати, огонь маяка ясной ночью видно примерно с расстояния в 16 миль (30 километров)

21. Башня маяка ночью

22. Так выглядит 36-метровая башня с моря

23. Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком

24. Вечерний Херсонесский маяк


2. Те, кто меня читает давно, знает, что Херсонесский маяк является одним из моих любимых мест в Крыму.
Уж столько раз, сколько он у меня появлялся в постах, появлялось не так много мест. Разве что Фиолент или Ай-Петри...
Около маяка я был десятки раз, а вот внутрь попасть все не удавалось...

3. Херсонесский маяк знаком и узнаваем многими. Он расположен у входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в море оконечности мыса Херсонес (не путать с заповедником Херсонес, который расположен непосредственно в городе Севастополь).
Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6 лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные корабли.
Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополь требовала, в том числе, и организация навигационных сооружений. Одним из которых и стал Херсонесский маяк.

4. Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским. Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи - Финского залива.

5. Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение XIX-XX веков, которое было в 1927 году.

6. Еще в XIX в. для маячной прислуги возле башни построили дома. Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от штормов и бурь.
В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая система, управляющая маяком

7. В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.
Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.
В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы.
После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.
Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас.
Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.

8. Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка.

9. Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное

10. Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) башня была почти полностью разрушена и заново отстроена в 1950-1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем.

11. Как устроена маячная башня?
Как я уже говорил, она имеет высоту 36 метров. Нижняя часть - пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя ярусами световых окон для освещения лестницы.
В верхней части располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью находился смотритель. На самом верху - колпак, в котором располагается лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден отовсюду.

12. Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и маленькое окно-иллюминатор

13. И вот - святая святых - в люке показывается горящая в ночи лампа маяка

14. Сегодня используется система с кварцево-галогенной лампой мощностью 1 кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году.
Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем, чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» - Севастополь.
Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75» работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа.

15. Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно

16. Вид на маячный городок с башни маяка.
Городок тоже появился не сразу. Первое время обслуживающий персонал ютился в крохотных плохо отапливаемых домах - 20 человек в 4 комнатах.
В начале 1870-х годов построили первое двухэтажное здание для размещения нижних чинов. Правда, это здание было сильно повреждено штормом 1876 года.
После шторма вокруг маяка возвели брекватер, защищающий башню и маячный городок с моря.
Сегодня здесь несколько двухэтажных зданий, в которых живут люди, так или иначе обеспечивающие или обеспечивавшие функционирование маяка и его оборудования.

17. Ночью с маяка открывается прекрасный вид на открытое море.
Кстати, огонь маяка ясной ночью видно примерно с расстояния в 16 миль (30 километров)

18. Башня маяка ночью

19. Так выглядит 36-метровая башня с моря

20. Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком

21. Вечерний Херсонесский маяк

Теперь в моем блоге можно быстро забронировать номер в отеле или купить авиабилет

— это место, где рождается и через мгновение умирает свет и это повторяется снова и снова. Со времен знаменитого Александрийского Маяка башни, посылающие в темноту лучи света, становятся путеводной звездой для морских судов и объектом восторга для туристов.

Средство навигационного оборудования морских театров в виде капитального сооружения башенного типа, предназначенное для определения места судов в море. Это сооружение обладает яркой контрастной окраской, визуально выделяющей его на фоне окружающей местности. Маяки оснащаются сильным источником света и, как правило, снабжаются оптическими средствами для усиления светового сигнала, чтобы быть хорошо заметными и в ночное время.

Маяк может также подавать судам звуковые сигналы и (или) передавать радиосигнал, чтобы выполнять свою функцию и в условиях недостаточной видимости (временной, как во время тумана, или постоянной - например, вызванной условиями рельефа местности).

Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

Александрийский Маяк ( Lighthouse Alexandria) является единственным из Семи Чудес Света, который, кроме архитектурной элегантности, несет еще и практическую функцию.

Александрийский Маяк был самым высоким сооружением в мире и находился на древнем острове Фарос . Александрийский Маяк был гарантией безопасного возвращения моряков в Большую Гавань. Высота Александрийского маяка, по разным оценкам, составлял от 120 до 140 метров. В течение многих столетий он был самым высоким сооружением на Земле. Именно поэтому маяк включем в список 7 древних чудес света.

В 332 году до н.э Александр Македонский завоевал Египет и решил основать там новую столицу — Александрию.

Быстрыми темпами развивалась морская торговля и все острее стояла потребность в маяке, который бы указывал безопасный путь в александрийскую гавань. И в итоге на восточной оконечности острова Фарос, лежащего на расстоянии 1290 м от Александрии, был построен на маяк, получивший название острова. Связь имени маяка и его функции оказалось настолько крепкой, что с того времени слово «фарос» стало корнем слова «маяк» на многих языках. В высоту маяк достигал 135 м и его свет был виден на 60 км – расстоянии. Построил его архитектор Сострат Книдский в 280 г. до н.э. на скале, возвышающейся на восточном берегу острова Фарос.

Нижней частью маяка была четырехгранная призма 60-метровой высоты с основанием в виде квадрата, длина стороны которого составляла 30 м.
Внутри маяка хранился разный инвентарь, а основанием средней части служила плоская крыша, украшенная громадными статуями Тритона по углам.

Крышей служила башня, облицованная белым мрамором. Верх маяка был сооружен в виде цилиндрической колоннады, возглавленной 7-метровой фигурой из бронзы морского повелителя Посейдона. Огромный костер служил главным источником света. До сих пор не установлен феномен дальности свечения и яркости маяка. По некоторым версиям такой эффект достигался с помощью огромных полированных зеркал, по другим – из-за использования прозрачных шлифованных камней – линз.

В мае 1100 года сильнейшее землетрясение уничтожило маяк почти до основания. После этого, в средние века основание Александрийского маяка было встроено в турецкую крепость Кайт Бей. На данный момент она превратилась в египетский военный порт, поэтому добраться до остатков не могут даже ученые – археологи.

Маяки Тевеннек (Lighthouse Tevennec) и Ля-Вьей (La Vieille) .

Атлантическое побережье Франции издревле жило морем, рыболовством и торговлей. Портовый Брест — вдоль этих берегов всегда оживленно плавали небольшие торговые и рыбацкие суденышки – на юг Франции, в Испанию и дальше. Но на пути парусников находилось очень неприятное место – длинная цепь островов и подводных рифов, уходящая далеко в море — Шоссе-де-Сэн (Chaussée de Sein).

Огромное количество судов там пропало. И вот в 1869 году было решено поставить маяк на острове Тевеннек (Tevennec) – самом первом опасном месте, если плыть с севера на юг Франции. Более пяти лет ушло на возведение маяка, и в 1875 году на нем вспыхнул огонь. Таким образом он вместе с маяком Ля-Вьей (La Vieille) образовывали некие световые ворота и кораблям нужно было держаться между ними.

Этот маяк находится на острове Уэссан (расположенный в самой западной точке бретонской акватории во Франции). La Jument построен прямо в море на скальном отроге недалеко от берега и имеет высоту 100 метров.

Несколько последовательных кадров маяка, отснятых фотографом Jean Guichard с вертолета в сильный шторм в 1989 году. На фото смотритель маяка, который из-за шума вертолета подумал, что прилетели спасательные службы и вышел из укрытия наружу. В этот момент гигантская волна обрушилась на здание. Смотритель чуть не погиб, но успел вовремя скрыться за стальными дверями входа в маяк.

Хранители маяков проходят весь путь, начиная от «ада» (маяки в открытом море), через «чистилище» (острова) и до «рая» (континента) в одиночестве, причем не только метафизическом. В XX веке хранителями часто становились ветераны Первой мировой войны; как ни странно, и после Второй мировой эта профессия считалась «привилегированной» для инвалидов войны. Современный уровень техники делает ненужным присутствие человека в здании маяка.

В 2004 г. Кереон («Морской дворец»), последний обитаемый маяк в море, закрыл свои двери с прекрасной розой ветров из красного и черного дерева. Сегодня здесь больше никто не живет.

Бретань. Маяк Teignouse.

Многочисленные маяки Бретани — верные путеводители моряков, и с рыбаками они говорят на одном языке. Например, на полуострове Киброн (Quiberon) вместо «сгорел» или «получил солнечный ожог» говорят «стал как маяк Тэйнюз (Teignouse)» — белый с красным носом.

Маяк-башня Фур (Four) (категории «ад»), который способен противостоять волнам 30-метровой высоты.

Маяк Фур (Le Four). Фото большого разрешения

Маяк Ар Мен (в переводе с брет. «скала») - маяк на береговом рифе острова Иль-де-Сен во французской Бретани. Получил свое название от одноименной скалы, на которой он был сооружен в период с 1867 по 1881 год. Маяк широко известен благодаря своей изолированности и трудностям, возникшим при его строительстве (маяк стоит в открытом океане в 5-ти километрах от ближайшего берега, это остров Сен, что у западного побережья Франции), а также сложностей, связанных с эвакуацией персонала с маяка. В сообществе хранителей маяков считается одним из самых сложных мест работы, за что получил прозвище «Ад адо́в».

Решение строить маяк в совершенно невозможном месте было принято после кораблекрушения фрегата Sane в 1859-м году (в этой точке океана есть лишь узкий проход среди подводных скал, одно из опаснейших мест для мореплавания, прозванное дорогой из ада в ад). Проблема была в том, что единственная скала в том районе, на которой можно было что-то построить, выступала над поверхностью моря лишь на пару метров. В принципе, этого было бы достаточно при спокойной воде, но океан в том месте тихим не бывает практически никогда. Несколько экспедиций возвращались из рекогносцировок с вердиктом «строить нельзя». Но без маяка кораблекрушения бы продолжались и проект таки продавили.

Строительство началось в 1867 году, высадкой на скалу группы рабочих. Так стартовала подготовка скального основания (сверление шурфов и установка арматуры). Люди работали прямо во время сильного волнения, со страховками и в специальной обуви, чтобы не быть сметенными волнами, перехлестывавшими через скалу. Короткими сменами, во время отливов. Такая подготовка шла два года.

Основные работы начались в 69-м, выкладкой гранитных блоков и заливкой бетонного основания маяка из портленд-цемента, стойкого к воздействию морской воды. 40 часов работы давали один кубометр основания.

Строительство шло 15 (!) лет, при этом катастроф, человеческих жертв практически не было, лишь в 81-м погиб один из рабочих, оказавшихся в воде (хотя самих случаев смыва человека в океан было множество и в процессе работ, и после). В процессе строительства были опасения, что конструкция получится непрочной и не выдержит ударов волн, ведь размер скалы лишь чуть больше диаметра башни маяка! Но маяк стоит, лишь стены потравлены морской водой.

Первый сигнал маяка можно было увидеть в ночь с 30 на 31 августа 1881 года. И он работает до сих пор, пройдя несколько технических модернизаций.

В конце 1980-х годов Маяк Ар-Мен был электрифицирован и оснащен галогеновой лампой мощностью 250 Вт. Был автоматизирован одним из первых, и с 10 апреля 1990 года работает полностью в автоматическом режиме.

Высота маяка:

  1. Высота над уровнем моря: 33,50 м
  2. Габаритные размеры: 37 м
  3. Высота Длина: 33,50 м

Источник света

  1. с 1 октября 1897 года - дизельное топливо (производятся на острове Иль-де-Сен)
  2. с 1903 года - пары́ нефти
  3. 1988 год - электрификация (галогенные лампы по 250 Вт)
  4. 1990 год - автоматизация

Этот маяк находится в живописном месте на краю полуострова Конке (Conquet).

Самый высокий маяк в Европе находится на острове Вьерж (Ile Vierge) близ Плугерно (Plouguerneau). Маяк имеет высоту 82,5 метра и был построен в 1897 году, а рядом с ним находится маленький маячок, но он немного старее – он был построен в 1845 году. Берег легенд (Cote d’ Legende) относится к департаменту Финистер (Finistere), который известен своими бухтами — Абэр-Ильдю (Aber-Ildut), Абэр-Бенуа (Aber Benoît) и Абэр Врак (Aber Wrac’h). Как раз в устье последней и расположен маяк.

Маяк Les Pierres-noires («Камни-негритянки»).

Маяк находится в городе Conquet во Франции. Он строился с 1867 по 1871 год. 1 мая 1872 года маяк начал свою работу. В то время на строительство этого проекта было потрачено 325 тысяч франков золотом.

Действующий маяк в Côtes-d’Armor (Франция). Высота маяка 60 м и он считается 24-м по высоте маяком в мире.

Маяк расположен на скалистом рифе Roches-Douvre, который считается очень опасным за счет того, что во время прилива полностью покрыт водой и с поверхности его не видно. Маяк Roches-Douvres считается одним из наиболее удаленных от материка в Европе, он расположен в 30-ти километрах от французского побережья.

К зданию можно добраться только на катере с берега. Сам маяк полностью закрыт от общественности.

Маяк с виду самый обычный, но место, где он находится в заливе Alum Bay, отличается сказочной красотой.

Маяк Needles в Alum-Bay

Местность, где находится маяк представляет собой узкий скалистый хребет, который местами возвышается до 120 м в высоту. Эти скалы всегда представляли большую опасность для морских судов. Но в 1781 торговцы и судовладельцы подали прошение на строительство маяка. Они получили патент в январе 1782 года.

И в завершении небольшая подборка красивых маяков и простых современных, но которые находятся в очень живописных местах.

Маяк Линдау. Боденское озеро. Высота маяка 33-метра. Бавария, Германия

Маяк «Hook Head», Ирландия

  • Самым известным происшествием, связанным с маяками, было таинственное исчезновение одновременно трех смотрителей маяка на Островах Фланнана в декабре 1900 года.
  • Во Франции береговая линия не обозначалась огнями вплоть до XVII века, делалось это для предотвращения нападения пиратов.
  • Одна из немногих, действующая до сих пор, церковь-маяк - Вознесенская церковь, сооружена в 1867 году на Секирной горе Большого Соловецкого острова (см. Соловецкие острова).
  • Статуя Свободы с 1886 по 1902 года использовалась как маяк.
  • Самый западный маяк России, построенный в 1813-1816, находится в городе Балтийске. Он указывает путь кораблям, следующим в порты Балтийска,Светлого и Калининграда.
  • Маяк Вестерлихтторен (Westerlichttoren) был изображён на нидерландской банкноте в 250 гульденов.
  • Первым зарегистрированным маяком был Маяк Александрии, построенной в 200 до н.э на острове Форос (Pharos) египетским Императором Птолемеем (Ptolemy). Форосский маяк считается одним из Семи Чудес Света. Высота маяка была 150 метров (492 фута) – это приблизительно в три раза выше, чем современные маяки.
  • Римские императоры построили много маяков, чтобы помочь своим войскам в навигации. В 90 году н. э. император Калигула (Caligula) приказал соорудить маяк в Дувре, Англия. Этот маяк считается самым старым маяком в Англии, и он все еще стоит у основания Дуврского замка.
  • В 1543 году был построен самый высокий кирпичный маяк в мире, Лантерна (Lanterna) в Генуе. Его высота - 75 м (246 футов).
  • Первым каменным маяком в мире считается Smeaton Eddystone, который находится к югу от Плимута, Англия. Этот маяк был построен в 1756 году отцом градостроительства Англии Джоном Смеатоном. Он освещал при помощи 24 свечей. Eddystone простоял 47 лет, пока в нем не случился пожар, после этого его демонтировали и построили на соседней скале.
  • Сегодня эквивалент огня маяка составляет около 20 миллионов свечей. И современные маяки работают на ксеноновых лампах высокого давления.
  • Самым высоким маяком в мире считается стальная башня в Парке Ямашита (Yamashita) в Йокогаме. Его высота 106 метров (348 футов).

Перепечатка данного материала на другие ресурсы запрещена!

МАЯК
сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью, чтобы предупредить моряков об опасностях и помочь им в определении безопасного курса судна. Очень важна идентификация каждого маяка, в том числе координаты его местоположения. Маяки опознаются по характерному очертанию башни (днем) и по отличительным изменениям яркости света, его цвету, характеру световых импульсов маячных огней и т.д. (ночью). Благодаря разработке в первой половине 20 в. дополнительных навигационных средств безопасности маяки теперь часто оснащают другим важным сигнальным оборудованием. К нему относятся звуковая сигнализация, включаемая в условиях плохой видимости, и радиомаяки. Последние, обладающие большим радиусом действия (300 км и более), часто работают по установленному графику в ясную погоду, а также дополнительно включаются во время тумана, задымления или снегопада. Маяки оборудуют также радиолокационными станциями для помощи в навигации близ места их расположения или радионавигационными системами дальнего действия (типа "Лоран") с целью проводки судов в открытом море. Система "Лоран" имеет радиус действия 2100 км. По характеру выполняемых функций с маяками тесно связаны разнообразные плавучие вспомогательные навигационные средства, которые стали важным элементом безопасности судов и управления их движением. Хотя термин "маяк" обычно связывается с управлением движением судов, эти сооружения часто используются также для управления воздушным движением, особенно когда применяются радиотехнические средства. Сооружения, расположенные главным образом вдали от водных пространств и вдоль установленных воздушных трасс для указания пути самолетам, часто называют авиационными маяками ввиду большого сходства с их более ранней разновидностью. Наиболее известный из маяков древности - Александрийский, или Фаросский - был построен в 283-247 до н.э. на острове Фарос вблизи египетского города Александрия. Маяки условно делятся на крупные и малые, а те, в свою очередь, на расположенные на берегу или в море. Крупные маяки представляют собой высокие башни, они создают свет большой мощности и часто имеют дополнительные средства оповещения, например радиомаяки и звуковые устройства. На крупных береговых маяках обычно постоянно присутствует обслуживающий персонал. Малые маяки играют второстепенную роль, чаще всего работают в автоматическом режиме без постоянного присутствия персонала и располагаются вдоль внутренних или других близлежащих водных путей в судоходных водах либо на побережье между крупными маяками. Важные средства оповещения о навигационной опасности должны сооружаться вблизи опасного места или прямо над ним. В подобных случаях стационарное сооружение башенного типа может быть непрактичным, поэтому используются плавучие буи или бакены при малых размерах опасного места либо плавучие маяки на якорях с сигнальными огнями при больших размерах опасного места. На крупных плавучих маяках обычно постоянно присутствует экипаж; они требуют больших затрат на постройку и эксплуатацию, однако их можно снабдить теми же мощными сигнальными средствами, что и большие наземные маяки, и поэтому их установка в особо ответственных местах с интенсивным судоходством оправдана. Там, где это позволяют условия, вместо плавучих маяков оборудуются стационарные, закрепленные на морском дне. При проектировании и постройке подводных опор следует учитывать воздействие приливов и отливов, подводных течений, морских солей, льда и возможную эрозию дна. Поскольку сооружения, возведенные в море, подвергаются большему воздействию природных сил, чем где-либо еще, проектированию и строительству таких сооружений должно уделяться особое внимание. Общая проблема для всех сооружений, возведенных в открытом море, - коррозия металлов. Эта проблема усугубляется в условиях тропического климата. Материалами башен маяков могут служить камень, бетон, кирпич, чугун, качественная сталь, древесина и даже обычная сталь, когда коррозия не слишком велика, как на пресноводных озерах. Кирпичная кладка и гранит в качестве строительных материалов для сооружения важных маяков предпочтительны. Для изготовления световой камеры и арматуры широко применялась бронза, стойкая по отношению к коррозии. Однако сегодня вместо бронзы используется алюминий. На легких подводных грунтах для сооружения фундамента маяка используется конструкция кессонного типа, погружаемая в грунт и заполняемая бетоном. Песчаные отмели - самые трудные места для строительства маяков, и история дает немало примеров сооружения фундаментов в таких местах - порой удачных, но часто катастрофических. В качестве источника светового сигнала на маяках обычно используются прожекторы с лампами накаливания большой мощности. Разнообразие режимов работы, точная фокусировка светового пучка в оптических системах, чистота, безопасность, широкий набор точно определяемых характеристик, высокая и легко изменяемая концентрация световой мощности - главные факторы, обеспечившие успех ламп накаливания. На малых маяках местного значения широко применяются низковольтные лампы накаливания, питаемые током от переносных аккумуляторных батарей. Вероятно, важнейшим усовершенствованием оптического оборудования маяков стало применение линзы Френеля около 1820. Такие линзы, изготовленные из шлифованного и полированного стекла, быстро вошли в общее употребление, а при их повороте и комбинировании с цветными светофильтрами оказалось возможным получать большое разнообразие световых вспышек высокой мощности. Многообразие мощностных и световых характеристик еще более увеличилось с разработкой электрических ламп накаливания. В большинстве стран маяками и их навигационными средствами занимаются специально организованные службы. Эти службы имеют специальные суда для строительства, ремонта и эксплуатации маяков, а также установки и обслуживания бакенов и буев. В последнее время уменьшается количество крупных световых станций и плавучих маяков, и увеличивается число радиомаяков и дальнодействующих систем, а также бакенов и буев. Эти изменения вызваны не только необходимостью использования более мощных и современных радиотехнических сигнальных средств, но и более дешевой стоимостью эксплуатации. В случае светящих бакенов очень важна возможность точного указания места опасности. Чтобы маяки и другие сигнальные средства использовались в морской навигации с наибольшей эффективностью, моряки должны иметь всю необходимую информацию о них. Поэтому страны, осуществляющие морские перевозки, периодически публикуют перечни своих морских сигнальных средств, где указываются точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики действующих в данное время маяков и других сигнальных средств. Например, светящие средства характеризуются цветом и частотой световых вспышек, чтобы избежать ошибок при опознавании. Разные стороны отмелей обозначаются навигационными знаками разного цвета, указывающими безопасный курс судна. Звуковые сигналы, подаваемые в условиях плохой видимости, различаются длительностью гудков и порядком их следования, а сигналы радиомаяков - комбинациями "точек" и "тире", передаваемых на частоте, закрепленной за данным маяком. Для моряков также важно знать высоту светящего средства над уровнем моря и дальность его видимости, в связи с чем необходима информация о яркости и силе света источника. Радиомаяк излучает сигналы, пользуясь которыми штурман может определить положение своего судна. Радиолокационный маяк представляет собой приемо-передающую навигационную радиостанцию, которая позволяет определить, кроме своего местоположения, направление на маяк и расстояние до него. Некоторые маяки осуществляют синхронизированную раздельную передачу звукового сигнала и радиосигнала. Измеряя временную задержку между моментами приема этих сигналов, переданных одновременно, штурман может преобразовать ее в расстояние с учетом того, что задержка в 3 с приблизительно соответствует дальности в 1 км - такое расстояние проходит звуковой сигнал за 3 с при обычных погодных условиях. См. также НАВИГАЦИЯ .





ЛИТЕРАТУРА
Политехнический словарь. М., 1976

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МАЯК" в других словарях:

    Маяк - Маяк, Великобритания. МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Light house) 1. Искусственное сооружение, служащее для определения места судна при плавании в виду берегов и для лучшего опознания берега с целью избежания опасностей. Обыкновенно маяк представляет собой башню, на которой ночью обязательно… … Морской словарь

    Маяк - (Кирилловка,Украина) Категория отеля: Адрес: Улица Калинина 150, Кирилловка, 72563, Украина … Каталог отелей

    Маяк - (Челябинск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Дарвина 2А, Челябинск, Росс … Каталог отелей

    МАЯК, башнеобразное строение с высоко расположенной световой камерой, находящееся на берегу моря для того, чтобы судна не сбились с курса ночью. Маяки строят на суше и в море, иногда вблизи порта или гавани, а иногда в знак того, что в том или… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Маяк - Приспособление для наблюдения за развитием трещин: гипсовая или алебастровая плитка, прикрепляемая к обоим краям трещины на стене; две стеклянные или плексигласовые пластинки, имеющие риски для измерения величины раскрытия трещины и др. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Передовик, путеводная звезда, стахановец, маячок, флагман, ударник, правофланговый, башня Словарь русских синонимов. маяк 1. путеводная звезда 2. см. передовик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

    МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов, радиосигналов (радиомаяк) … Современная энциклопедия

    Сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон … Большой Энциклопедический словарь

    МАЯК, маяка, муж. 1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов. 2. Символ, эмблема надежды (книжн., ритор.). Спасительный маяк. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Интересно о Морских маяках и Береговых, фото маяков.

Маяки - это сооружение построенные в виде башни, как правило, располагаемые в судоходных водах, или вблизи на суше. Маяки служат видимым ориентиром днем, а ночью испускают непрерывный свет, или световые мигающие вспышки, чтобы предупредить проходящие рядом морские суда об опасностях и оказать им помочь им в определении безопасного курса. Для маяка важна его идентификация, в том числе точные координаты его местоположения.

Опознаются маяки по характерному очертанию его башни в дневное время и по яркости света, его цвету, характеру световых импульсов огней маяка в темное время суток. Другими словами маяки строились, в первую очередь для того, чтобы вести корабли по верному и безопасному пути.

Маяк

Является средством навигационного оборудования, на побережье морей, океанов, иных крупных водоемов, обычно в виде капитального сооружения, иногда башенного типа. Маяки предназначены для сопоставления наблюдаемой судоводителем общей картины, с определенным местом его судна на географической карте, на данный момент, имеющим точно установленные координаты. В ином смысле местоположение маяка, способствует установлению места судна, на данный момент, на водной поверхности.

Главное требование к маякам, это возможность его обнаружения и безошибочной идентификации маяка, в любую погоду и в любое время дня и ночи, с использованием средств визуального наблюдения, в том числе и средств радиолокации и обнаружения по звуку.

Маяки - морские, береговые, опознавательные...

Маяки по месту установки разделяются:

Маяки береговые

Их устанавливают на берегу, в крайнем случае, в непосредственной близости от берега, могут быть установлены, на прибрежных островах. http://www.сайт/node/2315

Маяки морские

(плавучие) - такие маяки, устанавливают на морских судах, а используются такие маяки вдали от береговой линии, при заходах в порт, служат в качестве лоцманской станции.

Береговые маяки по выполняемой функции различаются:

Опознавательные (одиночные) маяки – они служат, для обозначения определенной точки на водной или земной поверхности, служат, в частности знаками, при входе в порт, а также в тех местах, где корабли меняют свой курс, а также для обозначения опасных участков на воде.

Створные маяки (обязательно работают в паре) - прежде всего, служат для обозначения на карте определенной линии, используются обычно, для указания суднам, в каком месте им следует изменить курс, для того, чтобы зайти в гавань или порт. В таких случаях применяются два маяка разной высоты. Ближний маяк всегда ниже дальнего - таким образом, если корабль находится на правильном курсе, то с него можно видеть одновременно оба маяка, которые находятся на линии его курса, визуально один над другим. Такая система обозначения маяков, была применена в Европе в 1837 году, получив название “ведущих огней”. Благодаря этой системе с разницей высот створных маяков, стало возможным точно определить, в какую сторону курса изменять курс судна.

В современное время, даже, несмотря на развитие техники, маяки и визуальное наблюдение остается главнейшим средством ориентации на морях и океанах, поэтому маякам при их строительстве и в ходе эксплуатации, придают характерную форму и окраску, визуально выделяющую маяки на фоне окружающей обстановки.

В неблагоприятных условиях наблюдения, для обеспечения своей оптической заметности маяки оснащаются сильным источником света, как правило, маяки еще снабжают и оптическими устройствами, которые служат для концентрации света в определенных или заданных направлениях с увеличением света используемого источника излучения света. Довольно часто используется модуляция силы света, по заданному временному закону с тем, чтобы можно было отличить световые сигналы маяка, от иных источников света, например от береговых источников света, в том числе и от сигналов других маяков.

История маяков

Маяки строили еще в древние времена, а самым известным маяком древности, является одно из восьми чудес света - Александрийский маяк, который был построен еще в III веке до н. э., а греческие и финикийские мореплаватели кострами отмечали опасные проходы.

В качестве источника света на маяках, по мере их усложнения конструкции использовались уголь, рапсовое масло и керосин. Важным этапом развития маяков, оптического их оснащения, стало изобретение линз Френеля в 1820 году, они позволили довольно значительно увеличить на маяке, силу света в определенных направлениях. Со временем совершенствовалась и несущая конструкция маяков, постепенно появилось несколько типов маяков. http://www.сайт/node/2315

Первый маяк речной (плавучий) появился в устье Темзы в 1729 году, а первый плавучий морской маяк - появился в Северном море через 60 лет.

В начале XX века шведский ученый Густав Дален внес существенный вклад, в совершенствование конструкции маяков (за, что получил Нобелевскую премию по физике), он изобрел солнечный клапан, благодаря чему была автоматизирована работа маяков, ночью маяк включался, а днем при солнечной погоде выключался.

В настоящее время необходимость в смотрителях маяков практически отпала, ведь в основном они полностью автоматизированы, хотя иногда и требуется их вмешательство, но в основном для их экстренного ремонта.

Маяки - итория маяков, их работа