Назначение, виды инженерных заграждений. Невзрывные инженерные заграждения

Назначение, виды инженерных заграждений. Невзрывные инженерные заграждения

Инженерные заграждения

искусственные препятствия и преграды, устраиваемые на местности в целях затруднения продвижения и маневра нарушителей ГГ (противника), обеспечения пограничным нарядам и резервам благоприятных условий для их блокирования и задержания (уничтожения), ограничения (воспрещения) воздействия животных и людей на линейную часть средств сигнализационного вооружения и контрольно-следовые полосы. С обострением военно-политической обстановки и в военное время инженерные заграждения устанавливаются с целью нанести потери противнику, задержать его продвижение, создать благоприятные условия для поражения его огнем из всех видов оружия, сковать маневр или вынудить передвигаться в выгодном для своих подразделений направлении. По характеру воздействия на нарушителей ГГ (противника) инженерные заграждения подразделяются на: минно-взрывные; невзрывные (земляные, деревоземляные, деревянные, металлические, каменные, бетонные, железобетонные или сочетанием нескольких материалов), комбинированные. По целевому назначению они подразделяются на: противотанковые, противопехотные, противодесантные, комбинированные.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Инженерные заграждения" в других словарях:

    С-100 (инженерные заграждения) - У этого термина существуют и другие значения, см. С 100. С 100, Скала Инженерно технические проволочные заграждения с контактной электрической сигнализацией, изначально применяемые для охранения протяжённых периметров: закрытых военных… … Википедия

    Инженерные и военно-строительные войска - Инженерные войска подразделения, части и соединения специальных войск (специапьного назначения (спецназ)) в Вооружённых Силах государств, предназначенные для инженерного оборудования территории боевых действий, инженерной разведки и… … Википедия

    Заграждения - инженерные средства и сооружения, устанавливаемые или возводимые по периметру охраняемых режимных объектов и в полосе действий пограничных нарядов, для того чтобы затруднить продвижение преступников к объекту или переход через государственную… … Контрразведывательный словарь

    Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности - (далее инженерные сооружения ТБ) части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки, двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону… … Официальная терминология

    Заграждения - инженерные средства и сооружения, применяемые для замедления или остановки продвижения войск противника. По назначению 3. подразделяются на противопехотные (см.), противотанковые (см.), противо транспортные и противодесантные; по характеру… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    Инженерные войска - специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий соединений и частей родов войск. И. в. имеются в вооружённых силах большинства государств и состоят из частей и подразделений различного назначения: инженерно … Большая советская энциклопедия

    Инженерные войска - Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    Инженерные войска - ИНЖЕНÉРНЫЕ ВОЙСКÁ. К нач. 1941 состояли из войсковых, армейских и окружных частей и подразделений. Имевшиеся в армиях и ВО инж. батальоны к весне 1941 были преобразованы в 18 инж. и 16 понтонных полков. Для выполнения огромных по объёму инж.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Инженерные и Военно-строительные войска - Флаг Инженерных войск РФ Флаг воинских частей и организаций расквартирования и обустройства войск … Википедия

    Инженерные средства системы физической защиты ядерных материалов - 33. Инженерными средствами системы физической защиты являются физические барьеры, посты охраны и инженерное оборудование охраняемых зон и постов охраны. Физическими барьерами являются строительные конструкции ядерного объекта (стены, перекрытия,… … Официальная терминология

Невзрывные инженерные заграждения. Показ невзрывных заграждений

Противопехотные невзрывные заграждения

К противопехотным невзрывным заграждениям относятся проволочные сети, заборы, спирали, проволока «внаброс», засеки, рогатки и ежи. Проволочная сеть и забор усиливаются, противопехотными и сигнальными минами.

Проволочные сети на высоких кольях.

Проволочная сеть на высоких кольях устраивается из трех-пяти рядов кольев длиной 1,0-1,75 м, забитых в шахматном порядке и оплетенных колючей проволокой.

Наружные ряды кольев оплетаются пятью нитями: две по диагоналям и три горизонтально.

Внутренние ряды кольев и промежутки между рядами оплетаются тремя нитями: двумя по диагоналям и одной горизонтально сверху.

На устройство 100 погонных метров проволочной сети на высоких кольях требуется 120 человека часа. Материал: проволока колючая однопрядная - 10 мотков, скобы - 25 кг; колья длиной 175 см - 100 шт.

Рогатки, ежи, проволочные спирали и малозаметные проволочные сети.

Рогатки, ежи, проволочные спирали и малозаметные проволочные сети (МЗП) применяются для установки на дорогах, в траншеях, для закрытия проходов и повреждений в заграждениях, а также на болотистой местности и зимой.

На изготовление рогатки требуется 4 человека часа. Материал: жерди длиной 3,5 м - 1 шт.; длиной 1,5 м-6 шт.; проволоки колючей - 7 кг.

На изготовление ежа требуется 1 человеко-час. Материал: колья длиной 1,5 - 3 шт.; проволоки колючей - 2,5 кг.

Проволочные заборы устраиваются из одного ряда кольев, оплетенных пятью нитями колючей проволоки или усиленных оттяжками с дополнительными двумя-тремя натянутыми горизонтальными на них нитями.

На устройство 100 погонных метров усиленного проволочного забора требуется 30 человеко-часов.

Материал: проволока колючая однопрядная - 4-5 мотков; скобы-5 кг; колья длиной 175 см - 34 шт.; колья длиной 70 см - 67 шт.

Проволочная сеть на низких кольях делается шириной 4,5-6,0 м. Колья длиной 70 см забиваются рядами на расстоянии 1,5 м один от другого в шахматном порядке с возвышением над поверхностью земли на 25-30 см. Каждый ряд кольев и промежутки между рядами оплетаются проволокой в две нити, одна нить тянется с петлями.

На устройство 100 погонных метров проволочкой сети на низких кольях шириной 6 м требуется 120 человеко-часов. Материал: проволока колючая однопрядная - 20 мотков; снобы - 15 кг; колья длиной 70 см - 350 шт.


Переносные проволочные заграждения: а - рогатка б - еж

Засека устраивается из деревьев диаметром не менее 15-18 см, сваливаемых (причем деревья не отделяются полностью от пней) в сторону противника. Она может усиливаться минами и оплеткой деревьев колючей проволокой.

Естественные препятствия, включенные в общую систему заграждений, усиливаются:
- на болотах, в местах, где возможно устройство гатей, и на тропах устанавливаются противопехотные мины. Существующие гати разрушаются или минируются;
- подъемы и спуски при крутизне менее 45° эскарпируются или минируются;
- овраги с крутыми откосами менее 2 м и шириной менее 5-6 м доводятся до размеров противотанковых рвов;
- на спусках в овраг, на дне оврага и на своем берегу на вероятных направлениях движения противника устанавливаются противопехотные мины;
- в лесу, на просеках и дорогах устанавливаются противопехотные мины, а также устраиваются завалы.

Маскировка заграждений достигается выбором средств для заграждений и мест их расположения в соответствии с характером местности, применением искусственных масок и устройством ложных заграждений. При устройстве минных заграждений мины маскируются под фон окружающей местности. Расчеты к местам установки мин двигаются по ходам сообщения, траншеям и существующим тропам. При установке мин на травяной поверхности в лунках дерн необходимо аккуратно отвернуть и после укладки мин тщательно заделать места с травяной поверхностью, не допуская разбрасывания в траве земли. В местах установки не оставлять укупорку из-под мин и взрывателей, вех и указок.

общие сведения

Инженерные заграждения создаются с целью нанесения потерь противнику, задержание его продвижение, создание благоприятных условий своим войскам для поражения его всеми современными средствами вооруженной борьбы. Инженерные заграждения обустраивают во всех видах боя.

По характеру воздействия на противника и средств, применяемых инженерные заграждения подразделяются: на минно-взрывные, невзрывные, наэлектризованное, водные, комбинированные, фальшивые.

По назначению инженерные заграждения подразделяются на противотанковые, противопехотные, противотранспортные, противодесантные и речные. Они могут обустраиваться на суше, водных преградах и морском побережье.

К противотанковых заграждений принадлежат противотанковые минные поля, группы мин, отдельные противотанковые мины и фугасы, противотанковые рвы, эскарпы, контрэскарпы, надолбы, ежи, минированные и обычные завалы, разрушенные участки дорог, мостов и путепроводов.

К противопехотных заграждений принадлежат противопехотные минные поля, группы взрывных устройств (мин), мины-ловушки, наэлектризованное и проволочные заграждения, малозаметные препятствия, минированные и обычные завалы.

Противотранспортные заграждения, как правило, состоят из групп и отдельных противотранспортные и объектных мин, поврежденных и минированные участков дорог, мостов, путепроводов, тоннелей И других искусственных сооружений на автомобильных дорогах и железных дорогах.

Противодесантные заграждения состоят из противодесантных, противотанковых мин, противопехотных взрывных устройств (мин), минных полей, групп мин, бетонных и металлических ежей, надолбы, тетраэдров, которые установлены в местах возможной высадки противником десанта на побережье моря на глубине до 5 м и непосредственно на берегу.

Заграждения на водных преградах состоят из якорных, речных и противодесантных мин, противотанковых и противопехотных минных полей и групп мин, различных невзрывчатых заграждений, установленных в воде и на берегу в местах возможного форсирования водных преград противником и переправы танков вброд и под водой.

Основу инженерных заграждений составляют минно-взрывные заграждения (МВЗ). Минно-взрывные заграждения могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Управляемые заграждения после их установки могут содержаться в боевом или состоянии и переводиться из одного состояния в другое по проводам или другим каналам управления, например, по радио.

К неуправляемым относятся заграждения, которые после их установки в боевое положение не могут быть переведены в безопасное состояние.

Невзрывные заграждения устраиваются из различных местных материалов и конструкций промышленного изготовления, а также путем отрыва рвов, эскарпов и других препятствий.

Комбинированные заграждения представляют собой разнообразное сочетание минно взрывных, невзрывных, наэлектризованное заграждений.

Минным полем (МП) называется участок местности (акватории), на которой в определенном порядке или бессистемно установлено мины (взрывные устройства).

МП обустраиваются из различных мин (взрывных устройств) с помощью заградителей, дистанционных систем минирования или вручную.

Минные поля по своему назначению могут быть: противотанковые, противопехотные, противодесантные и смешанные.

Для обустройства минно-взрывных заграждений используют противотанковые, противодесантные, противотранспортные, объектные мины и противопехотные взрывные устройства (мины).

Мина (взрывное устройство) - это инженерный боеприпас, который предназначен для установки на местности (акватории), с целью поражения личного состава, техники и других объектов противника. Инженерный боеприпас представляет собой заряд взрывчатого вещества, который конструктивно совмещенный со средствами взрывания.

Противотанковые мины и минные поля

Противотанковые мины предназначены для минирования местности против танков и другой бронированной техники противника. Они срабатывают от воздействия на них танков, самоходных установок, бронетранспортеров и других боевых или транспортных машин, и выводят их из строя. Противотанковые мины бывают против гусеничными, протиднищевимы и протибортовимы.

Протигусенични мины срабатывают в случае наезда на них гусеницы танка (колеса автомобиля) и обеспечивают разрушение элементов ходовой части машины.

Протиднищеви мины срабатывают под всей проекцией цели (танка, БТР, автомобиля) и обеспечивают пробивки днища, поражения экипажа и повреждения узлов и агрегатов или разрушения ходовой части.

Протибортови мины срабатывают в случае вхождения танков или другой подвижной техники в зону действия взрывателя мины и обеспечивает пробивание бортовой брони, поражение экипажа, повреждения узлов и агрегатов цели.

Наиболее распространенными противотанковыми минами является мины серии ТМ-62.

В зависимости от времени года, типа почвы и наличия времени противотанковые мины можно устанавливать в грунт (снег) с маскировкой или на поверхность почвы.

Средства механизации минирования обеспечивают установление мин в грунт с маскировкой дерном или почвой, в снег с маскировкой снегом, или на поверхность почвы и в снег без маскировки.

Таблица 32

Технические характеристики основных противотанковых мин

показатель

Протигусенични фугасные

Протиднищевий

материал корпуса

полиэтилен

пластмасса

Масса, кг:

заряда ВВ

Размеры, мм:

Усилия, что необходимо для срабатывания, Н

Взрыватель

В случае установления противотанковых мин вручную в грунт летом, для них отрывают лунки в соответствии с их формы и размеров.

Рис. 130. Установление противотанковой мины в грунт вручную с маскировкой дерном:

а - откапывания лунки бы - маскировка мины;

1 - обсыпки грунтом; 2 - маскирующий дерн; 3 - мина

В центре площадки, где срезанный дерн, отрывают лунку для мины, мина устанавливают в лунку, по бокам осыпают почвой и маскируют дерном.

Запрещено устанавливать мины в углубления и выбоины, а также рядом с пнями и валунами.

Противотанковую мину нажимного действия устанавливают в лунку таким образом, чтобы крышка мины в твердом фунте была на 2-3 см выше относительно уровня поверхности грунта.

Зимой мины устанавливают на поверхность фунту, а в случае снежного покрова более 25 см на уплотненный слой снега и маскируют слоем рыхлого снега.

В болотистых фунтах под мину подкладывают щит из досок, жердей или хвороста, размеры которых два-три раза превышают диаметр мины.

Рис. 131. Установка противотанковой мины вручную

а - в твердую почву; Шестой снег с маскировкой; в - в болотистый фунт;

1 - маскировочный фунт; 2 - мина; 3 - маскировочный слой снега; 4 - уплотненный слой снега; 5 - снег, б - маскировочная дернина; 7 - обсыпка фунтом; 8 - подкладка из досок (жердей, хвороста)

Противотанковые минные поля (ПТМП) устанавливают, как правило, в три-четыре ряда, а иногда и больше. Основными характеристиками противотанкового минного поля протяженность и глубина минного поля, расстояние между рядами и между минами в ряду (шаг минирования), расходы мин на 1 км минного поля и вероятность поражения целей (танков, БТР, БМП) на МП.

Протяженность минного поля по фронту может колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен метров. Глубина его может быть 60-100 м и более.

Расстояния между рядами мин 30-50 м, а между минами в ряду - 4 или 5,5 м для протигусеничних и 8 или 11 м для протиднищевих мин.

Расход мин на 1 км минного поля может составлять: протигусеничних - 750-1000 мин; протиднищевих - 350-400 мин.

Удаление противотанковых МП от переднего края выбирается с учетом эффективности огня противотанковых средств и может достигать 300-400 м.

При установке минных полей перед позициями наших войск, меньше удаления (безопасное расстояние) тыльной ряда минного поля от позиции должно исключать поражение личного состава ударной волной или осколками при взрыве мины. Для противотанковых минных полей безопасное расстояние масс быть не менее 40 м.

В современном бою инженерные заграждения будут играть, как и прежде, важную роль в обеспечении боевых действий подразделений. Они устраиваются на местности (в воде или в воздухе) с целью нанести противнику поражение, замедлить его продвижение и затруднить маневр. По характеру воздействия на противника инженерные заграждения подразделяются на минно-взрывные, невзрывные и комбинированные (сочетание двух первых). Основным видом инженерных заграждений являются минно-взрывные. В годы Великой Отечественной войны на минно-взрывных заграждениях, установленных воинами Советской Армии, было уничтожено около 10 тысяч вражеских танков. Особенно большие потери танков противник имел в битвах под Москвой и на Курской дуге.

Для устройства минно-взрывных заграждений применяются мины. По своему назначению они подразделяются на противотанковые и противопехотные.

Противотанковые мины

Эти мины применяются для поражения танков и другой боевой техники. Они бывают противогусеничные, взрывающиеся при непосредственном наезде на них танка, и противоднищевые, взрывающиеся под проекцией танка при срабатывании специального взрывателя. Первая противотанковая мина заводского изготовления была предложена в 1924 году советским военным инженером Д. М. Карбышевым.

Рис. 13. Поотизотанковая мина 1 ТМ-57: а - общий вид; б - разрез; 1 - корпус; 2 - заряд ВВ; 3 - центральный промежуточный детонатор; 4 - боковой промежуточный детонатор; 5 - запальное гнездо бокового промежуточного детонатора; 6 - взрыватель МВ-57 в боевом положении; 7 - щиток; 8 - крышка

Об щее устройство. Мина (рис. 13) состоит из корпуса (металл, дерево, пластмасса), заряда взрывчатого вещества, взрывателя и промежуточного детонатора. На дне и на боковой поверхности некоторых противотанковых мин могут быть запальные гнезда с резьбой для взрывателя при установке мин в неиз-влекаемое положение. Тактико-технические характеристики противотанковых мин приведены в табл. 4.

Таблица 4

Принцип действия. При наезде гусеницей (колесом) на мину ее крышка сминается и опускается вместе со взрывателем до упора его в промежуточный детонатор. При дальнейшем смятии нажимной крышки корпус взрывателя останавливается, а ударный механизм продолжает опускаться вниз. При этом сначала перерезается чека, затем освободившийся ударник под действием пружины накалывает запал, вызывая взрыв мины.

Противотанковые мины поражают фугасным действием заряда и кумулятивной струей.

Противотанковые мины

Эти мины применяются для поражения живой силы противника. Они бывают фугасные и осколочные.

Общее устройство. Мина (рис. 14) состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества и взрывателя с предохранительным устройством для безопасности установки. В комплект некоторых мин входят специальные приспособления для их установки. Тактико-технические характеристики противопехотных мин приведены в табл. 4.

Принцип действия. Мина приводится в боевое положение через 2,5 минуты после выдергивания чеки и перерезания металлоэлемента (временного предохранителя). При наступании на мину, находящуюся в боевом положении, ее крышка опускается и выталкивает Т-образную чеку из взрывателя. Ударник освобождается и под действием боевой пружины накалывает запал, вызывая взрыв.

Рис. 14. Противопехотная мина ПМД-6М: а г-общий вид; б - разрез; в - взрыватель МУВ-2; 1 - взрыватель; 2 - крышка; 3 - корпус мины; 4 - заряд ВВ; 5 - запал; 6 - металлическая пластинка; 7 - предохранительная чека; 8 - Т-образная боевая чека; 9 - боевая пружина; 10 - резак; 11 - резиновый колпачок; 12 - металлоэлемент; 13 - ударник; 14 - корпус взрывателя

При взрыве противопехотные мины поражают фугасным действием или осколками. Фугасные мины при взрыве поражают, как правило, одного человека. Осколочные мины могут поразить одновременно несколько человек.

Установка мин

Противотанковые и противопехотные мины устанавливаются на путях движения танков и пехоты противника. В обороне они устанавливаются перед передним краем, особенно для прикрытия флангов и промежутков, и в глубине, а в наступлении - перед рубежом отражения контратаки противника.

Противотанковые мины устанавливаются на местности вручную, с помощью минных заградителей и вертолетов, оснащенных специальным оборудованием, а противопехотные вручную.

Для установки мины вручную необходимо отрыть лунку по ее размерам с таким расчетом, чтобы установленная мина несколько выступала над поверхностью грунта, и положить в нее мину, ввернуть (вставить) взрыватель, перевести взрыватель в боевое положение (выдернуть предохранительную чеку) и замаскировать мину. Противотанковые мины маскируются слоем грунта в 5 - 8 см, противопехотные - слоем в 1 - 2 см. Снимать противопехотные мины запрещается, они уничтожаются подрывом заряда взрывчатого вещества или другим способом.

Рис. 15. Демаскирующие признаки установленных мин

Мины, установленные на определенном участке местности, образуют минные поля. Минные поля бывают противотанковые противопехотные и смешанные.

Демаскирующими признаками мин являются наличие бугорков над ними, не убранная при их установке земля, зимой утоптанный снег, осадка грунта, забытая укупорка от мин и взрывателей, брошенный инструмент и принадлежности для минирования, следы машин, людей, указки и ограждения. Некоторые характерные демаскирующие признаки мин показаны на рис. 15.

Заграждение в составе системы охраны периметра объекта выполняет роль преграды, изменяющей условия передвижения нарушителя по направлению к охраняемому объекту.

Характеризуется временем сопротивления – время, необходимое на преодоление данного заграждения.

По назначению ограждения делятся на:

– основные – препятствуют свободному входу нарушителя на территорию объекта;

– дополнительные – предназначены для повышения укрепленности основных ограждений;

– предупредительные – устанавливаются с внутренней или внешней стороны основного ограждения с вывешиванием на них запрещающих надписей («Стой», «Запретная зона», «Не подходить» и т.д.) и предназначены для ограничения доступа к нему людей.

Для защиты верхней части капитальных заборов применяется также армированная колючая лента (АКЛ «Егоза»), изготавливаемая путем армирования колючей ленты стальной оцинкованной проволокой диаметром 2,5 мм. Колючая лента заградительная представляет собой оцинкованную ленту толщиной 0,5 мм, имеющую обоюдоострые, симметрично расположенные шипы (рис. 6.1).

Все заграждения в зависимости от назначения можно разделить на четыре типа: сигнализационные, сигнализационно-электризуемые (электрошоковые), строительные (технические) и строительно-сигнализационные.

Сигнализационные ограждения образовывают проводящие металлические конструкции, являющиеся чувствительным элементом периметрового средства обнаружения, которое называется заградительным (перемежающиеся линии колючей проволоки, закрепленные на деревянных или бетонных столбах и включенные в два активных шлейфа, чувствительных к обрыву и короткому замыканию смежных линий).

Сигнализационно-электризуемые заграждения представляют собой систему токонесущих проводов (изолированных от опор), по которой распространяются импульсы высокого напряжения (3…10 кВ), вызывающие болевой шок у нарушителя при касании.

Строительные заграждения весьма разнообразны, их классификация дана на рис. 6.2.

Видимость сквозь заграждение определяется конструкцией, выбираемой в соответствии с пониманием безопасности и эстетики.

Высота заграждения является параметром, который определяет его проходимость, время преодоления, опасность падения, которой подвергает себя нарушитель наверху. В целом высота заграждения должна определяться разумным компромиссом между охранной функцией и эстетикой. Стоимость заграждения (материалы, работа) приблизительно пропорциональна его высоте, в то время как стоимость сигнализационного блокирования рубежа от его высоты (в рассматриваемых пределах) зависит в слабой степени.

Фундамент (прежде всего ленточный, по всему периметру) является практически обязательной частью заграждения, поскольку:

– обеспечивает меньшую подвижность заграждения при действии сильного ветра, который является существенным помеховым фактором для всех периметровых систем охраны, установленных на или вблизи заграждения;

– при глубине свыше 50…80 см он обеспечивает достаточно надежную защиту от подкопа;

– способствует большей долговечности всего заграждения.

Выбор полотна и опор заграждения , как правило, определяется с учетом стоимости, строительной нагрузки и конструкции, а также, в большей степени, выполняемой охранной функции (рис. 6.3).

Важным звеном в системе охраны периметра объекта является полоса грунта шириной до 3 м, примыкающая к заграждению с внутренней стороны периметра объекта (зона отчуждения ). Она предназначена для размещения периметровых систем охраны (в том числе и в грунте) и формирования зоны обнаружения, что накладывает ограничения на посадку деревьев, кустов, а также на перемещение людей в этой зоне.

Для обнаружения прохода нарушителя через зону отчуждения она может оборудоваться контрольно-следовой полосой из взрыхленного грунта шириной не менее 1,5 м (рис. 6.4).

Примером комплексного использования инженерных решений укрепления периметра защищаемого объекта может служить «Берлинская стена» – инженерно-технически укрепленная государственная граница Германской Демократической Республики (19…1989 г.г.) с Западным Берлином (рис. 6.5).