Брусчатка на красной площади. История красной площади Когда выложили брусчатку на красной площади

Брусчатка на красной площади. История красной площади Когда выложили брусчатку на красной площади

Управляющий делами президента РФ Владимир Кожин заявил вчера, что его ведомство планирует переложить брусчатку на Красной площади, сделав капремонт ее основания по "современным технологиям". В управделами президента пояснили, что на время ремонта придется перекрыть главную площадь страны, но затруднились сказать, когда это будет сделано, а также, во сколько обойдется ремонт госбюджету. По подсчетам "Ъ", обновить Красную площадь, вымощенную уникальной плиткой из вулканической породы, обойдется в $6 млн.


Как заявил в интервью агентству "Интерфакс" господин Кожин, Красной площади требуется "капитальный ремонт, который никогда не проводился". По его словам, управделами планирует не только переложить брусчатку, но и "сделать ремонт покрытия площади по современным технологиям", включающий в себя замену фундамента, на который уложена плитка, "на капитальное современное основание". Пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков подтвердил, что "принципиальное решение о проведении ремонта на Красной площади уже принято". "Пока идет проработка, но поскольку это будет делаться на бюджетные деньги, естественно, будут соблюдены полагающиеся процедуры, объявлен конкурс и выбран подрядчик",— заявил господин Хреков. Стоимость работ и сроки ремонта он "даже примерно" оценить затруднился. Пресс-секретарь управделами президента уточнил лишь, что перекрывать доступ на площадь будут не раньше 9 мая.

Первое упоминание о Красной площади как о "Торговой" относится к 1434 году. В 1493 году после большого московского пожара царь Иван III распорядился расчистить перед Кремлем полосу в 110 саженей (около 240 м) в противопожарных целях. После этого площадь стали называть "Пожаром", а с XVII века — "Красной", в смысле "красивой". В 1804 году площадь вымостили булыжником, в 1930-х — брусчаткой. В 1974 году брусчатку уложили на бетонное основание.

Частичный ремонт покрытия Красной площади проводится столичными службами ежегодно. Так, в 2007 году ГУП "Доринвест" переложило около 2 тыс. кв. м брусчатки, а годом раньше — еще 4,6 тыс. кв. м. Вполне вероятно, что именно эта организация станет подрядчиком ремонтных работ. Во всяком случае, господин Хреков заявил, что это будет компания, "имеющая опыт подобных работ". Пресс-секретарь "Доринвеста" Сергей Чекина заявил, что предложений от управделами им пока не поступало, "но если будет принято решение — будем делать". Стоимость работ он оценить затруднился, сославшись на то, что "это ручная работа".

Сейчас Красная площадь вымощена уникальной брусчаткой размером 10 на 20 см и толщиной в 20 см, выполненной из магматической породы габбро. Как пояснили в компании "Диалекс", специализирующейся на поставках брусчатки, уникальность этой плитки состоит в ее толщине. "Таких стандартных размеров нет, это эксклюзив,— пояснили в компании.— Уже пятисантиметровая плитка выдерживает нагрузку до 4,5 тонн, а десятисантиметровая — тонн 10-15". В "Диалексе" сообщили, что аналогичная брусчатка из габбро втрое тоньше стоит порядка $62 за 1 кв. м, плитка, идентичная уложенной на Красной площади, обойдется минимум вдвое дороже, а с учетом работ по ее укладке и замене бетонной подложки — как минимум втрое дороже. Если учесть, что главная площадь страны вымощена 32 тыс. кв. м брусчатки, то ее полная замена вместе с фундаментом обойдется в сумму около $6 млн. Отметим, что срок службы брусчатки из габбро составляет до 1000 лет, в связи с чем в "Диалексе" недоумевают, зачем на Красной площади ее вообще понадобилось менять.

Александр Ъ-Воронов

Брусчатка может быть выполнена с применением различных способов. Самыми распространенными материалами для ее изготовления являются натуральный камень и бетон.
Камень сначала раскалывается, потом шлифуется и обрабатывается специальным способом. Благодаря такой обработке получается округлый с одной стороны камень.

На Красной площади используются габбро-диабазы, привезенные из Карелии. Там их добывают на островах Онежского озера. Сам камень магматического происхождения, имеет очень редкую породу. Первые образцы были привезены в сердце России в двадцать четвертом году двадцатого века. Для укладки брусчатки на Красной площади потребовалось около пяти миллионов камней. По прочности данная порода может поспорить с гранитом. Брусчатка из данного материала визуально отличается от современной. В первую очередь, различие состоит в форме. Данный камень имеет более квадратную форму, чем кирпич. Ручная обработка придает камням интересный и естественный рельеф.

Стоит заметить что стоимость данного камня очень высока, поэтому покрытие из него высоко ценится. Поверхность обладает черным цветом, что идет вразрез с наименованием площади, выполненной из него.

Первые эксперименты с камнем

Главным материалом для первых мостовых было дерево. Они были сооружены в двенадцатом веке, когда было закончено строительство первых защитных сооружений Москвы. Конечно, обустройство мостовых было организовано только внутри крепостей, по причине отсутствия за ними самого города.

Впервые улицы за пределами Кремлевского архитектурного ансамбля были замощены в четырнадцатом веке. На тот момент наличие мостовых отражали даже в названиях улиц.
По мере эксплуатации дороги из дерева зарастали слоем земли, поэтому новые просто укладывали сверху наросшего грунта. Когда современники провели раскопки, выяснилось что такие слои могли выситься на полметра в высоту.
В шестнадцатом веке Красная площадь все еще не имела покрытия. Деревянные покрытия шли с улиц и обрывались, достигнув площади.
В сорок третьем году семнадцатого века Москва увидела первую каменную мостовую. Ее образец торжественно соорудили на Патриаршем дворе. Дело принадлежало рукам Михаила Ермолина. Последний получил за свою работу четыре рубля, что в те времена являлось очень крупной наградой.

Улицы стали мощеными только в начале восемнадцатого века, когда к власти пришел Петр Первый. Был издан указ, согласно которому каждый крестьянин обязывался добывать и привозить в столицу камни. Последние должны были быть крупными, не принимались камни мельче чем гусиное яйцо. Кроме того, горожанам было велено мостить улицы напротив своих дворов. Каждый житель должен был сделать дорогу гладкой и выполнять четкие инструкции от мастеров. Кроме того, дороги должны были иметь укрепленные стоки. На концах улиц стоки вели к рекам и озерам. Это предусматривало разнос дорог весной и осенью.
Несмотря на принятые великим императором меры, многие улицы были по-прежнему вымощены деревом. Такая тенденция сохранилась до пожара, который был устроен во время войны с Наполеоном.

Обязанность следить за состоянием мостовых и обновлять их, лежала на домовладельцах. У многих не было на это денег, поэтому для помощи таким владельцам был учрежден капитал. Из него регулярно выделялись средства для помощи горожанам.
Тем не менее, качество мостовых оставляло желать лучшего. Во многом это происходило из-за того, что ими занимались неквалифицированные работники. Многие домовладельцы не спешили с обновлением мостовой, другие выполняли работы очень плохо. Результат был закономерен – очень плохие мостовые. Покрытие проваливалось, было неровным, дорога была в ухабах.
Однако, непрофессионализм и легкое отношение к работе было не главное проблемой. Даже если мостовая укладывалась на совесть и с соблюдением всех технологий, она все равно страдала под тяжестью нагрузки и со временем приходила в негодность.

Чаще всего камни укладывали прямо на землю, из-за этого его приходилось менять почти каждый сезон. Некоторые поступали умнее: они укладывали на землю деревянные бревна, затем покрывали их мелким камнем и песком, после этого добавляли уголь. Исключительно на такую основу укладывали камень. Конечно, это помогало, но ненадолго. Камень служил в несколько раз дольше, однако, этот срок был по-прежнему мал.
В тысяча восемьсот семьдесят четвертом году дороги стали проблемой города. Иными словами, они перешли на его содержание. Однако, городские власти были обязаны следить не за всеми дорогами, а только за теми, которые использовались для дорожного движения. Это помогло улучшить состояние дорожного покрытия.

Когда в Москве появилась брусчатка

Данный тип дорожного покрыл поверхности Москвы, использующиеся для передвижения в семидесятых годах девятнадцатого года не сразу, сначала это был эксперимент, напоминающий пробу асфальта. В начале двадцатого века брусчаткой было выполнено огромное количество улиц.

В столице применялось несколько типов брусчатки. Первый – нормальная. Она была высотой пятнадцать – шестнадцать сантиметров и устраивалась на песчаном основании. Ко второму типу относилась пониженная брусчатка, которая выкладывалась на слое бетона. К третьему типу относили клейнпфлясер. Он достигал высоты около десяти сантиметров и имел кубическую форму.

В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

10 августа, суббота
13:00 Преображенка: Петровская Москва
Место встречи: м. «Преображенская площадь», последний вагон из центра, налево до конца а потом направо, у входа в стеклянный бизнес-центр
11 августа, воскресенье
13:00 Новая Басманная
Место встречи: м. «Красные ворота», около памятника Лермонтову
Экскурсию проводит Александр Иванов

Брёвна укладывались поперёк улиц, сверху обшивались досками, настилаемыми по направлению движения транспорта. Либо верхние части брёвен стёсывались, образовывая плоскую поверхность. С жителей города Земским приказом собирались «мостовые деньги» – налог на усовершенствование улиц.


Деревянная мостовая 17 века, найденная в ходе раскопок в Историческом проезде, 1988 год.

Со временем деревянные мостовые загрязнялись, зарастали землёй и следующие устраивались уже поверх слоя грунта. Судя по данным археологических раскопок, подобные прослойки достигали 50 сантиметров.


План «Кремленград» 1602 года. Сложно себе представить, но ещё в 16-17 веках Красная площадь ещё было без покрытия. Деревянные настилы вели только с улиц – Никольской, Ильинки к Никольским и Спасским воротам Кремля, соответственно.


Фрагмент Сигизмундова плана 1618 года. Показана мощёная деревом Чертольская улица – нынешние Волхонка и Пречистенка.


Москва 17 века. Башни Белого города. Реконструкция реставратора Сухова. Примерно так могли выглядеть улицы, мощёные деревом.


Одна из кремлёвских улиц на реконструкции Апполинария Васнецова. Здесь художник изобразил тип деревянной мостовой с продольными досками, которыми сверху обшивались брёвна.


Фрагмент гравюры голландского мастера Питера Пикарта, 1707. На том берегу видна деревянная мостовая, ведущая из Москворецких ворот Китай-города на «живой» наплавной мост через реку Москву.

Первые эксперименты с камнем

Первая каменная мостовая Москвы появилась в Кремле, в 1643 году. Мастер Михаил Ермолин выложил камнем территорию Патриаршего двора, за что получил хорошие по тем временам деньги – 4 рубля.

Улицы мостить камнем начали только при Петре I. Начали с 1690-х годов, в 1700 году власти повелели «собирать мостовые деньги со всех московских дворов в Стрелецкий приказ». В 1705 году вышел указ собирать деньги со всех городов страны. Крестьяне были обязаны добывать и привозить в Москву дикий камень, и чтобы каждый был не меньше гусиного яйца.

В 1718 году было издано несколько указов, регламентирующих мощение улиц. Содержание мостовых возлагалось на московских домовладельцев:
«Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем, мостить гладко, как будет указано от мастеров, и чтобы стоки были вдоль улиц, к дворам ближе, а по концам улиц стоки делать к рекам и прудам, чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».

В центральных районах предписывалось сплошное мощение улиц и переулков камнем: «в Кремле и Китае всякому перед своим домом мостить каменные мосты».

Тем не менее, ещё в середине 18 века большинство московских улиц было выложено деревом, многие из этих мостовых сохранились до пожара 1812 года.


Булыжная мостовая в Кривоколенном переулке на картине Карла Бодри, 1843 г.

Вплоть до введения муниципального управления в 1860-е годы следить за мостовыми и обновлять их должны были домовладельцы. Далеко не у всех хозяев были на это деньги, поэтому в 1823 году учредили капитал, из которого предоставлялись ссуды малоимущим домовладельцам.
Можно представить себе, как обязанность содержания мостовых обывателями сказывалась на их качестве. Один обновил, а его сосед отложил это дело. Один сделал качественно, другой – тяп-ляп. Покрытие улиц становилось всё более неровным, дыры и ухабы стали обычным делом.

Ещё одна беда до середины 19 века – несовершенная технология укладки камня. В большинстве случаев булыжник мостили без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала клали брёвна и доски, сверху посыпали щебёнкой, мусором, углём и золой, потом добавляли прослойку земли, и только после этого сверху клали камень. Но и это далеко не всегда спасало.


Картина художника Петра Верещагина, 1879 г. На проезжей части булыжная мостовая, а тротуар вдоль края набережной сложен из каменных плит, скорее всего, из песчаника.

О качестве дорог в Москве середины 19 столетия пишет Г. Василич:
«Чистоты на улицах не было вовсе, мостовые были отвратительны… Зимой снег и накапливавшийся навоз не свозились, и к весне Москва была вся в ухабах, которые когда начиналось таянье, превращалось в заторы, и наступал момент, когда благоразумный обыватель сидел дома, ибо проезда не было ни на колесах, ни на санях. … Отмечают также носившееся над Москвой зловоние, становившееся особенно нестерпимым в нижней части Тверской, около Охотного ряда, где долгое время резалась птица и скотина…».

Деньги из городского бюджета на мостовые начали выделять в 1860-е годы, окончательно на содержание города дороги перешли только в 1874 году. Но это касалось только проезжих частей улиц, тротуары по-прежнему должны были укладывать и чинить хозяева владений.


Мостовая из песчаника в Кремле на Соборной площади.


Тротуар из песчаника в Кремле, 1900-е годы.


1890-е годы. Подсосенский переулок. Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника. Бордюра как такогого нет.


Пресненская застава, 1910-е годы. Площадь целиком замощена булыжником.


В 19 веке уже в конце октября Москву засыпало снегом, и телеги меняли на сани. До советского времени каждую зиму действовало предписание не счищать снег с момента его выпадения и до 22 марта. За зиму накапливалось до 50 см уплотнённого снега на проезжей части. Лишний снег счищали на обочины в сугробы. Во време оттепелей снег из этих сугробов разбрасывали по оголённой мостовой. Тротуары чистили, и они оказывались гораздо ниже проезжей части. Так что на санях можно было свалиться на тротуар, если подъехать слишком близко к краю дороги.


1900-е. Петровка зимой.

До середины 20 века большая часть московских улиц всё ещё сохраняла булыжное покрытие. В журнале «За рулём» в 1928 году была опубликована подробная статья о состоянии мостовые в то время:

«Действительно, к концу мая этого года площадь городских проездов Москвы, так или иначе замощенных, была равна 11½ миллионам кв. метров, из которых булыжных мостовых - 10.998.383 кв. метров или 95,7%. Если припомним известную истину, что метр представляет собою одну десятимиллионную долю четверти парижского меридиана, то можем легко сообразить, что если из московского булыжника замостить полосу в метр шириною, то по ней можно пройти более, чем по четверти земного шара. Это уже грандиозно и, кажется, это единственное достоинство московской булыжной мостовой.»


«Автобусное движение способствует появлению пучин на булыжной мостовой (Бутырский Камер-Коллежский вал).» (Журнал «За рулём», 1928 год).


1971 год. Булыжная мостовая в Большом Ватином переулке. Кадр из фильма «12 Стульев» Л. Гайдая.

К 2016 году единственное место в Москве, где сохраняется булыжная мостовая — Крутицкое подворье.


Крутицкая улица


Когда в Москве впервые появился асфальт?

В 1870-е годы стало понятно, что на одном булыжнике далеко не уедешь, он казался уже сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. Всё больше и больше популярности в крупных городах мира набирало невиданное ранее новшество – асфальт.

Первое асфальтовое покрытие в Москве появилось в 1873 году на Никольской улице. Однако руку к этому приложил не город, это была частная инициатива. Богатый и прогрессивный купец Александр Пороховщиков, построивший ресторан «Славянский базар», решил продемонстрировать диковинную новинку и закатал улицу вдоль своего владения в асфальт.


Асфальт на Никольской улице, 1910-е годы.

Город тоже руки не опускал. Смышлённых инженеров отправили перенимать опыт за границу, в Европу – лицезреть технологию укладки современных мостовых и в Баку – изучить добычу и производство асфальта.
Помимо подробного отчёта инженер Петунников привёз в Москву заявление, что: «Москва раз навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку.

Городская дума выделила в 1876 году 50000 рублей на эксперименты с новыми видами покрытия. В том же году на Тверской улице появились 5 пробных участков разной мостовой.

Первый участок – прессованные асфальтовые кирпичи, второй – прессованные асфальтовые шестигранные шашки, третий – литой Сызранский асфальт, четвёртый – прессованный Сессельский асфальт и пятый – деревянная торцовая мостовая по системе Никольсона.
Лучше всего себя зарекомендовал литой Сызранский асфальт и, что неожиданно – деревянная торцовая мостовая.


Асфальт на Тверской улице, 1876 год. В Малом Гнездниковском переулке ещё оставалась булыжная мостовая.

К 1896 году площадь асфальтовых мостовых в Москве достигает 5505 квадратных саженей (2,5 гектара). Но по большей части это небольшие участки вдоль частных владений, уложенных на средства богатых предпринимателей. Причем, некоторые домовладельцы укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колёс и лошадиных подков.


1900-е годы. Биржевая площадь. Проезжая часть Ильинки выложена булыжником, а слева пешеходный переход, закатанный в асфальт.

В начале 20 века асфальт получал всё большее распространение. В 1912-1914 годах 57% площади новых мостовых уложили из гранитной брусчатки, 18% — асфальтом и 22% — булыжником.
К этому же времени Петровка от Театральной площади до Столешникова переулка уже была закатана в асфальт, как и сам Столешников переулок.


Проезжая часть и тротуар из асфальта. Петровка, 1915 год.

Бордюрный камень всё ещё оставался редкостью, края тротуаров выкладывали булыжником. Тротуары на центральных улицах были заасфальтированы, у некоторых владений ещё оставались из крупных плит песчаника.


Тверская. 1900-е годы. Проезжая часть из булыжника, асфальт на этом участке улицы пока что только на тротуарах.


1927 год. Укладка асфальта в начале Тверской.

Удивительно, но в 1928 году ещё можно было проехать по дереву:

«В незначительном количестве в Москве можно встретить деревянную мостовую. Деревянные торцы последнего времени очень плохи и не удовлетворяют пред’являемым техническим требованиям (крупнослойность, суковатость, загнивание); поэтому и срок службы торцовой мостовой сократился по сравнению с довоенным года на два.» (Журнал «За рулём»)

Сейчас сложно поверить, но в конце 1920-х и представить не могли асфальт всюду:

«Предлагали всю Москву залить асфальтом; конечно, это было бы опрятно и изящно. Но попробуйте по этому асфальту взобраться в гололедицу на один из семи пресловутых московских холмов и вы откажетесь от своего проекта. Да и строить асфальтовую одежду на крутом подъеме трудновато.»

Не прошло и полвека, как всю Москву, действительно, залили в асфальт.

Когда в Москве появилась брусчатка?

Брусчатка появляется в 1870-е годы, как один из типов экспериментальных мостовых, наряду с асфальтом.


1913 год. Вся 1-я Тверская улица, от Триумфальной площади до Тверской заставы была вымощена брусчаткой.


1925 год, Тверская улица на участке от Бульварного кольца до Садового. Экспериментальная мелкая брусчатка — «кляйн-фластырь», квадратная шашка на основе бетонном основании.

Из журнала «За рулём», 1928 год:

«Для значительного движения весьма хороша брусчатка. В Москве она применяется трех типов: 1) нормальная брусчатка высотой 15-16 сантиметров, устраиваемая на песчаном основании; в путях трамвая применяется облегченная брусчатка, высотой 12-14 см.; 2) брюккенштейн или пониженная брусчатка, укладываемая на слое бетона; 3) клейнпфлястер или мозаика с кубиками высотою 8-10 см. (например на Тверской, в форме круговых дуг), на бетонном основании с песчаной прослойкой между бетоном и мозаикой.»


1971 год, брусчатка на улице Воронцово поле. Кадр из фильма «12 Стульев» Л. Гайдая.

К настоящему времени в Москве осталось несколько улиц с мостовыми из брусчатки, уложенной в конце 19 или в начале 20 века.


Брусчатка на Кузнецком мосту, сохранившаяся до сих пор. Фотография 1980-х годов.


Брусчатка на Баррикадной улице, фотография А. Слюсарева, 1981 г.


Брусчатка на Баррикадной улице, 2010-е годы.


Брусчатка 1927 года на Комиссариатском мосту неподалеку от Новокузнецкой

Когда появилась брусчатка на Красной площади?


Красная площадь, 1910-е. Дорожка из асфальта посреди булыжника.


1925 год. Мостовая Красной площади всё ещё булыжная.

До 1920-х годов Красная площадь оставалась замощена булыжником, и только к открытию каменного мавзолея Ленина в 1930 году булыжную мостовую заменили брусчаткой из диабаза. Камень добывали на берегах Онежского озера и резали на бруски весом по 8-10 кг.


1930 год. Укладка брусчатки на Красной площади.


Новая брусчатка вдоль Средних торговых рядов, 1930 год.

В 1974 году брусчатку полностью обновили и уложили на бетонное основание. Эта брусчатка сделана из сверхпрочной магматической горной породы габбро.


1974 год, реконструкция Красной площади.

Клинкерные мостовые

В качестве экспериментов в первой трети 20 века некоторые улицы и площади Москвы решено было замостить клинкерным кирпичом. Это голландское изобретение: сверхпрочный кирпич из специального вида глины, обжигающейся до полного запекания при температуре 1200 градусов. Мостовые из клинкерного кирпича укладываются ёлочкой.

В 1910-е годы клинкером выложили часть Театральной площади, но серьёзно вопрос был поставлен в 1928 году. Из журнала «За рулём»:
«В частности, комиссия полагала, что клинкер может явиться подходящим материалом для мощения окраин и вообще улиц с незначительным проездом. Необходимо сейчас же приступить к изучению пригодности для клинкера подмосковных глин, и в случае положительного решения поставить вопрос о постройке под Москвой клинкерных заводов».


В 2015 году при реконструкции Пушечной улицы раскрыто полностью сохранившееся покрытие из клинкерного кирпича.


Этой мостовой грозило полное уничтожение.


Но к счастью, фрагмент проезжей части переложили на тротуар, теперь это местная достопримечательность.

Так что в нынешней Москве помимо плитки-«собянинки» и вездесущего асфальта можно пройтись по булыжной мостовой, брусчатке и клинкеру. Только вот деревянные мостовые нынче найти уже гораздо сложнее.

Публикация подготовлена Александром Ивановым

Впервые Красная площадь была замощена булыжником в 1804 году. Так она и простояла до 1930-го года, пока булыжник не заменили брусчаткой. С того времени брусчатка украшает самую главную площадь страны, сохраняя ее исторический облик. Размер булыжников значительно крупнее, чем традиционные габариты камней, которыми мостится брусчатка. Кирпичик , лежащий на Красной площади, больше напоминает крупный валун. Изготавливали «кирпичики » методом колки, что дало им такую богатую фактуру и сохранило природный облик камня.



Первая реконструкция покрытия была произведена в 1974 году, когда под брусчатку заложили бетонное основание. До этого времени ремонт производился лишь частично. Заменяли разбитые булыжники, выравнивали просевшие места. Высокая износостойкость материала позволяла долгое время обходиться без капитального ремонта. Спустя почти столетие брусчатка из массивных булыжников по-прежнему украшает пространство перед Кремлевской стеной. Качество кладки позволило сохранить первозданный вид поверхности. Прочные, идеально отполированные ботинками туристов и горожан, камни сохранились в идеальном состоянии. После восстановления основания и выравнивания поверхности они без труда используются повторно.

Качество выдерживает военные парады

Вот и сейчас, после очередного военного парада, посвященного празднованию 9-го мая, брусчатка выглядит как новая. Реставраторы тщательно проверили состояние булыжников и провели профилактику, чтобы максимально продлить срок службы покрытия. Даже тяжелые танки и прочая военная техника не нанесли ущерба площади, благодаря использованию исключительно качественных материалов при закладке брусчатки. Красная площадь, как и много лет назад, радует глаз своими блестящими на солнце булыжниками, на которых так приятно посидеть в теплый солнечный день.

Не последнюю роль в сохранении исторического облика главной достопримечательности страны сыграли и современные технологии. Не было никакой нужды менять покрытие, т.к. камни отвечают самым высоким требованиям современного уровня качества. Но вот технологии в области формирования основания для укладки брусчатки шагнули вперед. Современная вибролитьевая брусчатка укладывается на тщательно подготовленную поверхность. Аналогичным методом реставрируют и булыжники из толстых кусков габбро, лежащие у входа в ГУМ. Использование качественного нижнего слоя позволяет снизить нагрузку на камни и предотвращает деформацию поверхности, а также оберегает каменные кирпичи от сколов. Красная площадь - наглядный пример того, как качественные материалы служат человеку на протяжении десятилетий и становятся частью истории.

Есть вопросы? Вы можете позвонить нам по телефонам, указанным на сайте или заказать звонок!

Находится она между Кремлем и Китай-городом. Появление и история площади берут свое начало с 15-16 века. Изначально Красная площадь была предназначена для торгов и рынка и называлась Торг или Пожар. В 17 веке эту площадь начали называть Красной, что обозначало «красивая», «прекрасная». Со временем на площади появились различные памятники и достопримечательности. Площадь выложена брусчаткой и является пешеходной зоной. С 1963 года транспортное движение на Красной площади запрещено.

Где находится Красная площадь? Каковы размеры Красной площади?

Красная площадь находится в центре Москвы и примыкает к стене Кремля с северо-востока. Протяженность ее составляет 330 метров, а ширина — 75 метров. Ее площадь равна 23 100 кв. метров.

Красная площадь в Москве – достопримечательности и памятники:

  • Исторический музей;
  • Мавзолей Ленина;
  • ГУМ (Государственный универсальный магазин);
  • Собор Василия Блаженного;
  • Собор Казанской иконы Божией Матери;
  • Воскресенские ворота;
  • Лобное место;
  • Памятник Минину и Пожарскому;
  • Александровский сад;
  • Спасская башня;
  • Памятник неизвестному солдату в Александровском саду.

История Красной площади в Москве.

Красная площадь начала свое существование в 15 веке. Она была возведена во времена Ивана Третьего, при котором белокаменные стены Кремля были заменены на кирпичные. Иван Третий издал указ, согласно которому близ стен Кремля любое строительство было запрещено. Эта территория была освобождена от различных церквей и сооружений и предназначалась лишь для создания рынка и проведения торгов. В те времена Красная площадь получила название Торг или Большой Торг. Кремль со всех сторон был окружен Москвой-рекой, на берегу которой находились пристани: от этих пристаней и доставлялись товары для продажи на Красной площади. К воротам самого Кремля были подведены мосты.


В 1571 году на Красной площади произошел пожар, в связи с чем площадь получила название Пожар. После этого происшествия на Красной площади было запрещено строить деревянные лавки и возводить разнообразные деревянные сооружения, так как деревянные постройки могли снова легко воспламениться. В 16 веке были построены первые каменные торговые ряды, и площадь стала называться Красной. С севера площадь замыкалась воротами Китай-города.


В 16м веке на Красной площади было построено Лобное место, а в 1555-1561 годах был возведен Собор Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы). В восточной части площади в 1625 году был возведен собор Казанской иконы Божией Матери в честь великой победы над польско-литовскими интервентами. Воскресенские ворота стали аркой и въездом на Красную площадь. Возле ворот находилась Главная аптека и Монетный двор. В 1709 году были построены деревянные Триумфальные ворота у Казанского собора. В 18 веке у Спасских ворот полным ходом шла книжная торговля, и были возведены библиотеки. В 1755 году Главная аптека была перестроена в Государственный университет. В 1786 году были построены новые торговые ряды.


В 1804 году Красную площадь выложили булыжником. В 1812 году большая часть сооружений площади сгорела. Работы по восстановлению Красной площади легли на плечи архитектора Осипа Ивановича Бове. В 19 веке на площади началось новое строительство: начал строиться Исторический музей и новое здание торговых рядов.


В 1892 году на Красной площади появилось разноцветное освещение. С 1918 года на ней стали проводиться шествия, парады и праздники в честь города и страны в целом. В 1924 году был построен мавзолей Ленина. Мавзолей стал композиционным центром Красной площади. В 1930 году площадь была выложена брусчаткой. В 1930 году памятник Минину и Пожарскому был перемещен к Храму Василия Блаженного. В 1974 году площадь заново вымостили брусчаткой, уложенной на бетонное основание. В 1990х годах были реконструированы Казанский собор и Воскресенские ворота.


Государственный исторический музей — один из самых известных и крупных музеев Красной площади, Москвы и России. Коллекция экспонатов в музее охватывает всю историю Руси. Возник он в 1872 году. В 1894 году стал называться императорским историческим музеем. В 1917 получил название Государственный исторический музей.


Мавзолей В.И. Ленина — это памятник-усыпальница, в которой захоронен Владимир Ильич Ленин. Когда стало известно о смерти этого великого человека, было решено соорудить Мавзолей. В 1924 году был построен деревянный мавзолей, а в 1930 году его перестроили с применением железобетона и кирпича с облицовкой гранитом.


ГУМ (Государственный универсальный магазин) это огромный торговый комплекс, который находится на Красной площади в Москве. До 1921 года он назывался Верхние торговые ряды. ГУМ является частью Китай-города и памятником федерального значения. Ассортимент магазина различный и имеет элементы роскоши и богатства. Состоит этот комплекс из множества отделов, которые расположены на разных этажах.


Собор Василия Блаженного — это православный храм, который расположен на Красной площади. Известный памятник архитектуры. До 17 века он назывался Троицким, так как изначально он был посвящен Святой Троице. В настоящее время является филиалом Государственного исторического музея.


Воскресенские ворота — это ворота Китай-города между Городской думой и Историческим музеем на Красной площади. Ворота дали название Воскресенской площади. Изначально назывались Львиные, позже — Неглименские, затем Богоявленские. С 1689 года ворота стали называться Воскресенскими.

Лобное место — это памятник древнерусской архитектуры на Красной площади в Москве. Лобное место также называют Царевым местом. Это возвышение, окруженное каменной оградой. Лобное место считалось святым, с него зачитывались царские указы. Казни здесь проводились редко.


Памятник Минину и Пожарскому — это скульптура из латуни и меди, которая создана Иваном Мартосом. Находится перед Храмом Василия Блаженного на Красной площади. Она посвящена руководителям второго народного ополчения — Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому в честь победы над Польшей в 1612 году. Эти герои навсегда остались в памяти и сердцах людей.


Александровский сад — это парк рядом с Красной площадью в центре Москвы. Основан в 1812 году. Площадь составляет около 10 га. В Александровском саду находится множество клумб с цветами, аллеи, деревья и красивые кустарники. Люди приходят сюда насладиться погодой и совершить приятную прогулку.


Спасская башня — это одна из двадцати башен Московского Кремля. Именно в этой башне находятся главные ворота Кремля – Спасские ворота, а на самой башне установлены самые известные в России часы – куранты. Основана башня в 1491 году. Изначально она называлась Фроловской из-за названия церкви Флора и Лавра. В 1658 году ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского.

Памятник неизвестному солдату — это памятник благодарности неизвестным солдатам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Находится в Александровском саду. Памятник представляет собой каску и ветвь лавра. Чуть дальше памятника расположена стена, на которой отображены имена солдат-героев.


Красная площадь существует не только в Москве, но и в городе Ельце, Краснодаре, Суздали и Переславле-Залесском. Любой человек, который бывает в Москве, обязательно посещает Красную площадь, так как она является одной из главных достопримечательностей города.