Блог «Умные мелочи. Как работает печатный станок гуттенберга Формат и пропорции

Блог «Умные мелочи. Как работает печатный станок гуттенберга Формат и пропорции

Эта книга, 42-строчная «Библия» Гутенберга, считается самой первой печатной книгой. Сегодня это не самая редкая из старинных книг — до наших дней сохранилось 47 экземпляров «Библии» Гутенберга, из которых 21 полный. Но тем не менее, это самая дорогая книга в истории. На аукционах стоимость одного листа этой книги доходит до 80 тысяч долларов. А экземпляр первого тома Библии, приобретенный в 1987 году токийским университетом Кэйо, обошелся покупателям в 4 миллиона 900 тысяч долларов.

Вместе с тем об истории создания этой книги мало что известно, как мало что известно и об Иоганне Гутенберге, европейском первопечатнике. Более того, на протяжении веков приоритет изобретения книгопечатания отдавался человеку, продолжившему дело Гутенберга, но перед этим разорившему его — Иоганну Фусту. Только в 1889 году был обнаружен и опубликован судебный протокол, который косвенно подтверждает приоритет Гутенберга.

Почему «Библия» (Вульгата, то есть Библия для чтения, общедоступный вариант главной христианской книги), которую по месту издания называют еще «Майнцской», именуется 42-строчной? Строк-то на первых страницах меньше — их 40, а не 42? Дело в том, что, готовя набор книги, Гутенберг экспериментировал с изобретенными им же шрифтами. Он стремился достичь полного сходства печатной книги с книгой рукописной. А в рукописных вариантах в то время было и 40, и 42 строки на странице. Сорокастрочный набор показался Гутенбергу более красивым. Но первопечатник постоянно нуждался в деньгах. И в целях экономии крайне дорогой в те годы бумаги он перешел на 42 строки.

К слову — позже появилась и 36-строчная Библия, которую долгое время считали предшественницей 42-строчной. Однако это был более поздний вариант (не гутенберговский).

Почему Гутенбергу было так важно имитировать рукописную книгу? Чтобы поднять стоимость каждого экземпляра (а «Библия» была выпущена Гутенбергом в количестве около 180 штук). Первые покупатели не особенно доверяли печатным книгам. Вкладывая большие деньги — каждая Библия обходилась в 30 флоринов (на треть дешевле, чем рукописный вариант книги) — покупатели хотели получить «настоящий» товар. Это первое. И второе — первыми клиентами Гутенберга были преимущественно монастыри, настоятели которых считали печать святых книг «происками дьявола». Но качество печати Библии Гутенберга было настолько высоким, что отличить печатную версию книги от рукописной было, практически, невозможно. Сравнить-то было не с чем!

Удивительная история. С появлением книгопечатания в Китае (на несколько веков раньше!) рукописные книги утратили привлекательность. Именно распространение печатных книг привело к тому, что древние рукописные свитки религиозного характера были свезены в пещеры Могао — в храмовый буддистский комплекс в оазисе Дуньхуан. Рукописные книги уступили место печатным. А в Европе долгое время было все наоборот. Печатным книгам не особенно доверяли, рукописные варианты казались более достоверными и надежными.

Дело, наверное, все-таки в высокой стоимости книг. Невероятно точная, почти ювелирная работа по печати и отделке переплета книг требовала большого времени и усилий. Подготовка к изданию первого тиража Библии заняла у Гутенберга (предположительно) около 5 лет. Само тиражирование — 2 года.

Эта книга считается первой в истории, хотя исследователи говорят о том, что она стала результатом большой подготовительной работы. Мастерская Гутенберга, ставшая затем первой в Европе типографией, была основана в 1448 году. Добавим — по всей видимости. Точных сведений об этом история не сохранила. Но именно в 1448 году 48-летний (или 51-летний, точная дата рождения первопечатника неизвестна) ювелир из Майнца Иоганн Гутенберг взял в долг 150 гульденов — предположительно, на основание нового дела.

Гутенберг родился в Майнце, но долгое время прожил в Страсбурге, где, по всей видимости, и изобрел технологию металлического набора и печати на бумаге. Считается, что основные элементы новой технологии были изобретены Гутенбергом уже в 1440 году. Никаких документов об этом не сохранилось, но есть сведения, что в течение последующих десяти лет Гутенберг выпускал различную печатную продукцию — календари, учебники латыни, индульгенции.

Вернувшись в 1448 году в Майнц, Гутенберг занялся изготовлением металлического набора, печатного станка и доработкой технологии. Ему, в частности, пришлось изобретать типографскую краску. Составы для ксилографии, печати с гравированных досок, не подходили — отпечатки получались слишком бледными. Гутенберг модифицировал краску, добавив в нее медь, серу и свинец. В результате буквы в отпечатках получились глубоко черного, с металлическим отблеском, цвета.

В 1450 году Гутенберг привлек к своему делу компаньона. Им стал майнский ростовщик и купец Иоганн Фуст. Фуст вложил в типографию Гутенберга 800 гульденов, обещая выплачивать ежегодно такую же сумму на приобретение бумаги, типографской краски, оплату работы наемных работников. Однако Фуст своего слова не сдержал. В 1452 году он выдал Гутенбергу еще 800 гульденов и от дальнейшего участия в делах типографии уклонился.

В 1455 году, когда тираж «Библии» был отпечатан, и стало ясно, что дело Гутенберга обещает принести немалые барыши, Фуст вопреки договоренностям потребовал у Гутенберга возвращения долга, который к тому времени составлял 2026 гульденов с учетом процентов. Гутенберг заявил, что Фуст обещал не требовать выплаты процентов до момента, пока типография не начнет приносить доход.

Дело дошло до суда. Суд конфисковал типографию у ее основателя и передал Фусту. Так Гутенберг был отстранен от главного дела своей жизни, а его бывший компаньон Иоганн Фуст стал «первопечатником».

Заметим — у Фуста все получилось. Изобретения Гутенберга, да деньги Фуста сделали свое дело. Новый владелец типографии взялся за выпуск религиозных и исторических книг.

Любопытно, что Гутенберг пережил своего разорителя на два года. Лишившись всего, что он имел, Гутенберг создал новую компанию — с Конрадом Гумери. В 1460 году в свет вышла очередная печатная книга Гутенберга — сочинения Иоганна Бальба.

Фуст, получив в собственность типографию Гутенберга, закрыл ее и тут же основал новую, чтобы у обывателей не возникало «нехороших мыслей». Его компаньоном стал бывший помощник Гутенберга, в прошлом переписчик книг, Петер Шеффер, сделавший головокружительную карьеру. Шеффер женился на единственной дочери Фуста Кристине и, таким образом, из подмастерья вырос в полноценного совладельца типографии.

Первой книгой типографии Фуста-Шеффера стала 350-страничная Майнская псалтирь, вышедшая в свет 14 августа 1457 года.

Иоганн Фуст скончался (предположительно) в 1466 году. Возможно, причиной его смерти стала чума, бушевавшая в Париже, куда Фуст отправился с деловой поездкой. А настоящий первопечатник Иоганн Гутенберг умер 3 февраля 1468 года. Он был похоронен в родном Майнце, но могила за давностью времен не сохранилась.

Зато сохранилась первая печатная книга — «Библия» Гутенберга.

Пытаясь сбыть памятник книгопечатания, отрезали "демонстрационный" фрагмент страницы и "упали" в цене в 12 раз - до 40 млн руб.

Оригинал этого материала
© "Коммерсант" , 06.06.2014, Полковник ФСБ недооценил Библию Гутенберга, Фото: LifeNews.Ru

Сергей Машкин, Татьяна Маркина

Вчера в Московском окружном военном суде был вынесен приговор по делу о хищении из спецхрана МГУ раритетной Библии, отпечатанной в XV веке Иоганном Гутенбергом. Бывший начальник 1-го "режимного" управления МГУ полковник ФСБ Сергей Ведищев был признан виновным в этом преступлении и получил 3,5 года колонии - более чем в два раза меньше срока, запрошенного прокуратурой.

Как было установлено главным военным следственным управлением СКР, офицер ФСБ РФ Сергей Ведищев в середине 90-х был прикомандирован к 1-му управлению МГУ им. Ломоносова - по обеспечению режима и секретности в университете, которое впоследствии возглавил. В сентябре 2011 года в связи с реорганизацией "режимных" подразделений в вузах должность полковника Ведищева сократили, и он был назначен заместителем проректора по международному сотрудничеству. При этом за ним сохранили надзор за университетским спецхраном. Это подразделение МГУ, как было установлено в суде, тщательно охраняется сотрудниками ЧОПа, запрещающими посетителям, в частности, проносить в помещения запасника сумки и портфели. Исключение делалось только для сотрудников 1-го управления. Этой льготой, как было установлено судом, и воспользовался полковник Ведищев. Осенью 2012 года, уже будучи проректором, он вынес из спецхрана двухтомную Библию Гутенберга и спрятал оба фолианта в сейфе своего кабинета.

Библия Гутенберга (или 42-строчная Библия - по количеству строк на листе), выпущенная Иоганном Гутенбергом в Майнце в первой половине 1450-х годов, традиционно считается началом книгопечатания в Европе. Общий тираж Библии составил около 180 экземпляров: большая часть была напечатана на бумаге, около 45 экземпляров было издано на пергаменте. По последним сведениям, всего в мире ныне хранится около полусотни Библий, из которых меньше половины - полные.

Сразу после Второй мировой войны советские трофейные бригады вывезли из Лейпцига в СССР две Библии; официально этот факт был признан только в 1993 году. Комплектная (двухтомная) бумажная Библия из библиотеки Лейпцигского университета была передана на хранение в Научную библиотеку МГУ, а некомплектная пергаментная из Немецкого музея книги и шрифта - в Российскую государственную библиотеку.

За последние четверть века экземпляры Библии Гутенберга дважды появлялись на аукционах: в 1978 году она была продана за $2,2 млн, в 1987 году - за $5,4 млн, неизменно становясь самой дорогой печатной книгой на тот момент. Если ныне на торгах появится Библия Гутенберга, ее стоимость может достигнуть $25-35 млн.

Чекист, как полагает военное следствие, понимал, что похищает раритетное издание, однако не представлял его реальной ценности и не знал, кому его предложить. Для поиска покупателей он привлек своих приятелей и коллег по ФСБ - майора Михаила Лепкова и капитана Виктора Пучку. Первый взялся подыскать покупателя на Библию из числа состоятельных коллекционеров антиквариата, а второго было решено использовать как порученца. Майор Лепков, по данным следствия, взялся за дело так активно, что уже через месяц попал в поле зрения управления собственной безопасности ФСБ. За майором было установлено скрытое наблюдение. Тогда же и выяснилось, что Библия пропала из МГУ - до плановой ревизии спецхрана там было еще далеко.

Потенциальный покупатель Библии нашелся к маю 2013 года - известный коллекционер, президент фонда "Культурное наследие" Виктор Карцев согласился приобрести оба тома за 40 млн руб. Однако перед сделкой коллекционера пригласили в ФСБ, где объяснили, что владельцем Библии он все равно не станет и что оплачивать покупку своими деньгами ему нет смысла. Получив его согласие на оперативный эксперимент, чекисты выдали ему помеченные 19 млн руб. на покупку первого тома Библии. Господин Карцев поехал в подмосковный научный городок Черноголовка, где в местном ресторане продавцы назначили ему встречу. После совершения сделки 21 мая 2013 года всех троих офицеров задержали. Позже они были арестованы и обвинены в хищении предметов, имеющих особую ценность, совершенном группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 164 УК РФ).

Ведищев и Лепков раскаялись и полностью признали свою вину. Капитан Пучка категорически отказался признать вину, настаивая на том, что хищение Библии было совершено без его участия, а сам он до последнего момента был уверен, что раритет законно принадлежит полковнику Ведищеву.

Процесс проходил в закрытом режиме, поскольку на нем обсуждались секретные аспекты работы "режимного" управления МГУ. Вчера был вынесен приговор. Как рассказала "Ъ" официальный представитель суда Ирина Жирнова, Сергей Ведищев был приговорен к трем годам шести месяцам колонии общего режима, Михаил Лепков - к одному году двум месяцам колонии-поселения, а Виктор Пучка - к году заключения, который он уже отсидел во время следствия. Его освободили в зале суда. Всех троих лишили воинских званий.

Интересно, что для Ведищева прокуратура просила восемь лет заключения. По мнению участников процесса, экс-полковнику зачли в качестве смягчающих "сложные жизненные обстоятельства", подтолкнувшие его на преступление. Среди них - болезни его родителей и его самого, маленькая зарплата и т. п.

Ректор МГУ Виктор Садовничий заявил журналистам, что полковник Ведищев "пользовался полным доверием" руководства университета и "единственный имел доступ к спецхранилищу". По словам господина Садовничего, поврежденная похитителями Библия (от одной из страниц книги был отрезан уголок для демонстрации покупателю) в ближайшее время будет отреставрирована и вновь передана в спецхран университета.


[LifeNews.Ru, 05.06.2014, "Сотрудники ФСБ, укравшие Библию Гутенберга, изувечили раритет" : Один из продавцов по диагонали отрезал треугольник такого размера, чтобы можно было оценить как фактурность итальянской бумаги, на которой Гутенберг издавал двухтомные Библии, так и особенности печати. Одна из характерных ее черт - особый блеск букв, возникший при добавлении свинца в краски. [...]
Как только фрагмент Библии Гутенберга увидел покупатель, он, изучив его на специальном оборудовании, заключил, что в оригинальности издания не сомневается.
Группа экспертов после тщательного изучения томов подтвердила аутентичность книги. Первое, на что обратили внимание специалисты, - это бумага.
- Она однородна и имеет четыре вида водяных знаков, или филиграней, - рассказал LifeNews источник, близкий к следствию. - Это изображение головы быка в двух вариантах, один из которых представлен в парной форме, и большая кисть винограда в двух парных формах. Филиграни полностью совпадали с теми, что нанесены на экземпляры Библии, которые хранятся в библиотеке японского университета Кейо.
Также о подлинности свидетельствовал шрифт книг.
- Шрифт Библии - готическое письмо, - продолжает источник. - Рисунок одной и той же печатной буквы имеет несколько вариантов, что характерно для гутенбергских изданий. Они расписывались вручную, поэтому каждый ее экземпляр является уникальным. [...]
До того как похитители Библии не срезали фрагмент листа, ее состояние считалось идеальным. - Врезка К.ру]
Оригинал этого материала
© "МК" , 05.06.2014, Фото: via Газета.Ру

Не продается контрразведка, но можно Библию продать

В России за кражу раритета ценой 40 млн рублей дают три года тюрьмы. Но только если ты работаешь в ФСБ

Екатерина Свешникова, Мария Москвичева, Лина Панченко, Дина Карпицкая

[...] О том, как уникальная книга оказалась в МГУ, вчера «МК» рассказал ректор главного вуза страны Виктор Садовничий:

«В тот год мы вместе с Борисом Ельциным вылетали в Германию. И я лично встречался с канцлером Колем, и мы договорились о том, что наш экземпляр Библии Гутенберга и дальше будет храниться в МГУ - университет взял на себя ответственность по хранению этой редкой книги. И, поверьте мне, мы принимали и принимаем все необходимые для этого меры. То, что произошло, и книга была похищена, - экстраординарная ситуация. Библия Гутенберга хранилась в спецхранилище в специальной секции, не вместе с другими книгами, а отдельно. Единственный ключ от сейфа и печать от него были у одного человека. Он отвечал за их сохранность. Это заслуженный сотрудник, полковник, имеет несколько наград. Он работал у нас пять лет. Психологический фактор, ничего не поделаешь. Все меры, которые были приняты в МГУ по охране книг в спецхранилище, - были абсолютными. Хранилище имеет несколько систем доступа. Но вы и сами видите по телевизору каждый день о редких похищениях. К сожалению, всего предусмотреть невозможно».

Действительно, особый цинизм этой кражи - в личностях исполнителей. Ведь трое ФСБшников - не просто оперативные работники. Вот, например, Виктор Пучка. Он, кстати, получил год тюрьмы и тут же глотнул воздуха свободы - поскольку отсидел этот срок в СИЗО. Следствию удалось доказать, что Пучка оказался втянут в эту историю случайно. Только вот на место преступления он попал отнюдь не за красивые глаза.

Виктор трудился в ФСБ с 2001 года на должности оперативного сотрудника. И работал как раз в альма-матер российского образования. В советское время таких представителей с Лубянки называли «кураторами». Пучка был ответственным чекистом. Так, в середине 2000 годов из своих источников ему стало известно о махинации, которую хотели провернуть несколько студентов химического факультета. Молодые люди приобрели запрещенные химические вещества (часть из них взяли в химических лабораториях) и хотели приготовить взрывчатое соединение, чтобы потом продать его. Когда информация подтвердилась, Пучка с коллегами задержал юных химиков.

Виктор также следил за высказываниями студентов. Он «ставил на карандаш» молодых людей, которые допускают экстремистские заявления, посещают оппозиционные митинги и т.д. Ежегодно чекист контролировал сдачу ЕГЭ, а также проведение олимпиад, экзаменов.

Справедливости ради заметим - идея кражи Библии принадлежит не ему, а еще одному кадровому контрразведчику Сергею Ведищеву (он трудился в ФСБ с 1993 года). Это как раз тот самый полковник, о котором рассказал Виктор Садовничий. Что толкнуло на преступление опытного ФСБшника? Знакомые говорят, что жадность просто парализовала разум и волю офицера. Действительно, стоимость раритета человеку даже с хорошим воображением представить сложно.

Думаю, Библия Гутенберга - одна из самых редких книг в коллекции библиотеки МГУ, - сказал аукционист Сергей Бурмистров. - Не принято такие вещи каждый день и даже каждый месяц беспокоить. Это одна из самых дорогих в мире книг - тут преступники посягнули на самое святое. В СМИ приводятся разные оценки стоимости книги, но правильно сказать здесь сложно, ведь многие-многие десятилетия в открытой продаже Библии Гутенберга не было, так что ориентироваться не на что. Называется в прессе сумма в 40 миллионов рублей, за которую преступники пытались продать книгу. Но я считаю, появись Библия Гутенберга сегодня на аукционе - она должна была бы стартовать с цифры 40 миллионов долларов. Результат таких торгов нельзя предугадать, потому что состоятельных людей, желающих приобрести раритет, очень много, а вещь абсолютно уникальная. Все книги такого уровня хранятся в уважаемых коллекциях. Ни один частный коллекционер не расстанется с такой вещью. Кстати, последний раз раритет появлялся на рынке в 1987 году - тогда на аукционе «Кристис» неполный первый том бумажной Библии (324 листа) был продан за 4,9 млн долларов. Сейчас он находится в собрании токийского университета Кэйо. Но то было четверть века назад - за такой срок стоимость фолианта серьезно возросла.

Вчера после суда адвокат Пучка довольно цинично комментировал случившееся: мол, лучше хранить нужно было свое сокровище. [...]

Книгу Ведищев положил в ящик стола своего кабинета, где она и пылилась несколько лет. С помощью Лепкова принялся искать покупателя. [...] Майор стал аккуратно обзванивать любителей старины. Большинство ему не верили: мало кто вообще знал, что такая книга может быть в России. Но один из коллекционеров все же согласился купить раритет. Это был Виктор Карцев - глава фонда «Культурное достояние» и владелец фармацевтического концерна. Преступники не знали, что он давно контактирует с ФСБ [...].

Карцева чекисты, видимо, знали по громкому делу, в которое тот «вляпался» несколько лет назад. В 2011 году Александр Чернов предложил купить ему по дешевке картины авангардистов - якобы из коллекции собирателя Михаила Нельсона, будто бы когда-то работавшего в посольстве Швеции в Ташкенте и распродавшего свою коллекцию на старости лет. На самом деле все картины Чернов написал сам в соавторстве с дочерью Диной. Карцев поверил в легенду и решился на покупку 421 картины на сумму более чем в 16 млн рублей. Успел купить часть работ и выплатить часть обещанных денег, а потом решил проверить полотна на подлинность. Экспертиза показала, что картины поддельные, - тогда Карцев подал заявление в полицию. Черновых признали виновными: Дина была приговорена к 2 годам колонии общего режима, а ее отец - к 4.

[...] Чекистам так хотелось получить наличность, что они были готовы сильно торговаться - в последний момент опустили цену в 12 раз. Однако вышло наоборот - их взяли во время сделки. Было это более года назад.

Еще один немаловажный нюанс. Чтобы убедить Карцева в подлинности издания, преступники отрезали кусочек одной из страниц. Вандалы, варвары - что им какой-то Гутенберг...

Насколько это серьезная травма? - поинтересовался «МК» у директора Реставрационного центра Грабаря Александра Лесового.

Не очень серьезная - восстановить повреждение будет довольно просто.

А кто может получить книгу на реставрацию?

Это должно решить Министерство культуры. Могут поручить нам или, возможно, специалистам из Пушкинского музея. [...]

«МК» связался с Виктором Карцевым, который сейчас находится на фармацевтической конференции в Екатеринбурге, но тот отказался комментировать дело:

Мне несколько раз уже позвонили из разных структур, в том числе и из ФСБ, и просили не говорить ни слова. Дело засекречено. Я не имею права разглашать подробности.

[...] история стала достоянием общественности только вчера, после вынесения приговора в Московском окружном военном суде. Да такого мягкого, что впору удивляться, как это еще ворам премию не дали за то, что не сожгли Библию на костре, как во времена инквизиции. Ведищев получил 3 года, Лепков - 14 месяцев, Пучка, как мы уже говорили, - год, и тут же был отпущен.

А ведь статья 164 УК («Хищение предметов, представляющих особую ценность») предусматривает от 8 до 15 лет лишения свободы. Что же случилось с Фемидой? Юридическую подоплеку приговора «МК» разъяснил адвокат Пучки Алексей Хоруженко.

Лепков и Пучка не имели отношения к похищению книги, они подключились к делу только на последнем этапе, причем Пучка вообще не знал, что речь идет о похищении, о том, что книга принадлежит МГУ, - утверждает адвокат. - Пучка согласился помочь товарищу, который попросил его всего лишь отвезти на сделку ценный раритет. И в этом состояло все его участие в деле.

В результате суд переквалифицировал Лепкову и Пучке вмененную им следствием статью «похищение» на «сбыт похищенного», благодаря чему им и были назначены небольшие сроки. А Ведищев получил весьма незначительный срок, поскольку в ходе рассмотрения дела пояснил суду, что пошел на преступление из-за своего тяжелого материального положения. На то же самое, к слову, ссылались Лепков и Пучка. Впрочем, в чем именно выражалось их сложное материальное положение, защитник так и не смог объяснить. Наверное, оно было настолько сложным, что единственный способ его поправить - украсть книгу ценой в $40 млн. Действительно, если уж поправлять, так наверняка - чтобы и деткам хватило, и внукам.

Да, суд, по словам адвоката, также учел наличие у всех троих детей. Это тоже немаловажно: негоже отцов-чекистов, нашаливших с древним манускриптом, отлучать от семьи. Прокуратура, конечно же, намерена обжаловать приговор, но получится ли из этого что-то, предсказать сложно.

Справка "МК"
Библия Гутенберга выпущена Иоганном Гутенбергом в первой половине 1450-х годов. Считается, что общий ее тираж составил около 180 экземпляров. Причем 45 из них были напечатаны на пергаменте, остальные - на итальянской бумаге высокого качества с водяными знаками (Гутенберг на свою мечту денег не жалел - занял для ее воплощения 2000 гульденов, состояние по меркам ХV века). Правда, до наших дней сохранилось совсем немного экземпляров (47 Библий сохранились частично, и только 23 - полностью). В имперской России хранился один двухтомник, но в 1931 году советское правительство продало его лондонским аукционистам. Однако после Второй мировой войны в СССР оказалось сразу две уникальных Библии: трофеи вывезли из Лейпцига. Информация об их местонахождении была обнародована лишь в 1993 году. Один экземпляр (неполный, на пергаменте) поступил на хранение в Ленинку (ныне Российская государственная библиотека), а другой (полный, на бумаге) - в спецхранилище библиотеки МГУ. Эту книгу отличает от оригиналов XV века только переплет из малиновой кожи с золотым тиснением в виде цветочных гирлянд. Специалисты считают, что его мог сделать один из владельцев книги в XVIII веке, чтобы защитить старинные страницы от повреждений.

Бонус покупателю краденой Библии Гутенберга

Оригинал этого материала
© LifeNews.Ru , 06.06.2014

Сотрудники ФСБ похитили из МГУ засекреченную докторскую Берии

Во время задержания экс-полковника ФСБ Сергея Ведищева [...] в его сейфе была обнаружена еще одна похищенная ценность. Это докторская диссертация Серго Берии, известного советского конструктора, а также сына Лаврентия Берии.

При обыске она также была изъята из сейфа Ведищева и на непродолжительное время приобщена к материалам дела. Уже на допросе выяснилось, что научный труд главного конструктора Специального бюро - 1 был украден случайно. Ведищева привлекла громкая фамилия автора, а вот о ее содержании он фактически ничего не знал.

Экс-полковник планировал сделать из диссертации своеобразный бонус, который бы шел в довесок к Библии Гутенберга. Однако еще в начале переговоров с выступившим в качестве покупателя коллекционером Виктором Карцевым оказалось, что работы инженера Серго Берии его совершенно не интересуют.

Так представлявшие колоссальную ценность в послевоенные годы разработки новых видов оружия пылились в сейфе полковника Сергея Ведищева несколько лет. Учитывая эти факты, следствие не стало вменять экс-сотрудникам ФСБ похищение еще и докторской диссертации наследника Берии, оставив упоминание о ней лишь в начальных протоколах.

Научные труды Серго Лаврентьевича легли в основу части первых проектов по созданию ракетно-управляемых систем послевоенных лет. Результатом его исследований стала первая советская авиационная противокорабельная крылатая ракета "Комета".

Еще одним достижением Серго Берии как главного конструктора Специального бюро - 1 считается стационарная зенитно-ракетная система (ЗРС) "Беркут", которая предназначалась для обороны Москвы от ударов средств воздушного нападения противника. [...]

Библия Гутенберга

Поразительно, но, кроме его великого труда, от этого человека до нашего времени ничего не сохранилось. Даже могилы… Нет и настоящего портрета Иоганна Гутенберга. Известная гравюра, на которой он изображен в высокой меховой шапке, относится к более позднему времени и является плодом фантазии художника…

О жизни Гутенберга известно немного. До сих пор не установлена даже точная дата его рождения. Называют 1394 или 1397 г., но, как полагают большинство биографов, он родился в 1399 или 1400 г.

Иоганн Гутенберг принадлежал к родовитому патрицианскому семейству города Майнца. В некоторых документах будущий изобретатель книгопечатания именуется Генсфлейш цум Гутенберг. Генсфлейш - фамилия его отца, Гутенберг - фамилия матери и того семейства, в лоне которого родился и провел детство Иоганн.

Каких-либо конкретных сведений о молодости и годах ученичества Гутенберга не осталось, но последующая деятельность указывает на его разнообразные познания. Судя по всему, он отлично владел ювелирным ремеслом, был умелым гравером и резчиком по камню. Все это имело большое значение для его будущего изобретения.

Дальнейшая судьба семьи Генсфлейшей-Гутенбергов была определена разгоревшейся в начале XV в. в Майнце борьбой между патрициатом и цеховыми ремесленниками. В результате победы последних Генсфлейши-Гутенберги вынуждены были покинуть родной город. Юный Иоганн, скорее всего, попал в Страсбург. Самый ранний документ о его пребывании там относится к 1434 г. Это жалоба Гутенберга майнцскому магистрату по поводу невыплаченной ему ренты. Значительно важнее другое судебное дело, возбужденное против Гутенберга в 1439 г. несколькими страсбургскими бюргерами. В сущности, оно знакомит нас с предысторией великого изобретения. Из актов этого процесса видно, что в конце 1437 г. или начале 1438 г. Иоганн Гутенберг заключил договор с судьей Хансом Риффе и еще двумя жителями Страсбурга на изготовление зеркал для продажи их на ярмарке в Аахене.

Слово «Spiegel» в те времена имело в немецком языке еще одно значение - так назывались тогда иллюстрированные лубочными картинками дидактические книжки - «Зерцала», имевшие широкое распространение повсюду в Европе.

Была создана коммерческая компания по эксплуатации Гутенбергова изобретения. Каждый участник внес в общую кассу по 80 гульденов. В 1438 г. один из пайщиков, Андреас Дритцен, скончался, и его наследники предъявили Гутенбергу иск, требуя возвращения вклада. Документы по этому делу сохранились, и, хотя суть изобретения не названа в них прямо, некоторые выводы возможны. В документах идет речь о формах, прессе и каком-то приспособлении из 4 частей (возможно, имеется в виду форма для отливки литер).

Свидетель по делу ювелир Ханс Дюнне дал показания, что получил от Гутенберга 100 гульденов на изготовление того, «что относится к печатанию». Все это еще не позволяет с уверенностью заявить, что уже в 1438–1439 гг. Гутенберг располагал типографией в Страсбурге, но не вызывает сомнений, что уже тогда он прилагал усилия к реализации своего изобретения.

Видный ученый Якоб Вимпфелинг, живший в Страсбурге, в историческом сочинении «Epitome rerum Germanicarum» (1507) называет Гутенберга изобретателем печати (Typographiae inventor) и уточняет, что изобрел (invenit) он печать в Страсбурге, а осуществил на практике (complevit) в Майнце.

Многочисленные документы по истории книгопечатания этого начального периода помогают составить представление о тогдашней типографии, о ее оборудовании и технологии печатания. Однако прежде всего следует хотя бы вкратце рассказать, как изготовлялись печатные литеры. Дело в том, что технология их отливки, изобретенная Гутенбергом, была как раз основой его изобретения.

За образец Гутенберг мог взять производство металлических монет. Но для отливки шрифта следовало создать специальное, достаточно удобное приспособление. Видимо, это и было сделано в Страсбурге.

Такое приспособление представляет собой прямоугольную металлическую словолитную форму. Как производилось в ней литье шрифта? Первоначально из твердого металла изготовлялся штамп, называемый пуансоном, на котором рельефно в зеркальном изображении гравировался буквенный знак. Затем пуансон вдавливался в матрицу - пластинку, сделанную из мягкого металла. Получалось вогнутое прямое изображение знака. Матрица вставлялась в словолитную форму и заливалась расплавленным металлом. Получалась литера с зеркальным рельефным выпуклым глазком буквы, с которой можно была печатать. Из одной матрицы можно было изготовить столько литер, сколько было нужно для печатания.

Техническая трудность заключалась в том, что буквы алфавита отличаются одна от другой по ширине. Поэтому словолитная форма должна была быть приспособлена к ширине каждой матрицы. Это было достигнуто остроумным способом: словолитная форма состояла из двух частей в виде латинской L; передвижением частей можно было изменять ширину формы.

Поскольку пуансоном надо было выдавливать углубления в матрице, то естественно, что на пуансоны шла сталь, а на матрицы - мягкая медь. Но металл для отливки самих литер должен был обладать такими качествами, какими не обладает ни один природный металл: он должен был легко плавиться при сравнительно невысоких температурах, не быть слишком вязким в расплавленном виде и мгновенно затвердевать при остывании. В результате долгих опытов Гутенберг выбрал сплав, состоящий из 70 частей свинца, 25 частей олова и 5 частей сурьмы.

Решение оказалось настолько удачным, что в дальнейшем потребовались лишь весьма незначительные коррективы.

Для смазывания металлических литер (ведь они должны были оставлять отпечаток на бумаге) не годились обыкновенные чернила, употреблявшиеся для ксилографического печатания. Гутенберг изготовлял типографскую краску из сажи и льняного масла (олифы).

Два других непременных предмета оборудования типографии - печатный станок и наборная касса. Ни то ни другое не было новинкой. Прототипом печатного станка могли служить прессы, использовавшиеся как в бумажном, так и в монетном производстве и в виноделии. На идею наборной кассы могло натолкнуть посещение любой конторы ростовщика или банкира, где такие кассы употреблялись для сортировки монет.

Перед началом печатания необходимо было подготовить бумагу. Сухая бумага плохо впитывает краску. Поэтому ее предварительно увлажняли.

Одновременно с бумагой при наборной кассе готовили печатную форму - набор. Наборная касса - это поставленный наклонно открытый сверху плоский ящик с ячейками разного размера - в зависимости от частоты употребляемости буквы. Для удобства наборная касса была разделена на две части - верхнюю, с ячейками для прописных букв и знаков препинания, и нижнюю, для строчных букв. В верхней кассе литеры располагались в алфавитном порядке, а в нижней - с таким расчетом, чтобы наиболее часто встречающиеся буквы были под рукой.

Наборщик, читая укрепленный напротив лист с набираемым текстом, держал в одной руке верстатку - специальный, придуманный, вероятно, также Гутенбергом инструмент, - другой рукой собирал в ней буква за буквой нужную строку, а затем перекладывал ее на наборную доску, на которой составлялась печатная форма.

Когда печатная форма была подготовлена, переходили к печатному прессу - деревянному, с некоторыми металлическими деталями. Обычно этот станок был громоздким и тяжелым и к тому же надежно прикреплен и к полу, и к потолку. Печатание, особенно в две краски, требовало большой точности, и абсолютная неподвижность станка была обязательным условием.

Главной частью печатного станка был деревянный винт с нажимным рычагом - кукой. Снизу винт завершался четырехугольной прижимной плитой (тигелем, пианом). Поворотом рычага винт вместе с тигелем можно было поднять или опустить. Работа у станка была тяжелой и требовала незаурядной физической силы в сочетании с точностью и координированностью движений.

Другой составной частью печатного станка была прикрепленная к нему направляющая станина: подвижной стол с кареткой - талером, приводимым в движение с помощью шнура, который наматывали на вал, снабженный рукояткой. На талере располагалась печатная форма с набором - одной, двумя или больше страниц набранного текста. Набор обматывали суровой ниткой, чтобы он не рассыпался и вообще не разъезжался. Затем его смазывали тонким слоем краски: эту работу выполнял специальный работник. Краску он наносил при помощи мацы, которую очищали и вымачивали в воде 7–8 часов, чтобы размягчить и сделать эластичной. Мацы приходилось часто менять, поскольку качество печати в большой мере зависело от гладкости нанесения краски.

Все это отнимало немало времени, а потому, пока прессовщик отпечатывал один лист, его помощник готовил к печатанию другую форму. Увлажненный лист бумаги укладывали не прямо на форму, а на тимпан (декель) - обтянутую тканью или мягкой кожей раму, прикрепленную шарнирами к талеру.

Чтобы при этом бумага не рассыпалась и не сдвигалась при печатании, ее накалывали на две иглы посреди тимпана и, кроме того, накладывали сверху фрашкет - деревянную или железную раму с натянутой на нее бумагой или картоном, в котором было вырезано место, куда должен попасть печатаемый текст, и оставлены поля. Фрашкет был прикреплен к тимпану шарнирами: они предохраняли поля бумаги, чтобы те не запачкались. Подготовив должным образом печатную форму и тимпан, его накладывали на форму, а талер задвигали под тигель пресса. Прессовщик поворачивал рычаг и с силой прижимал бумагу к печатной форме. На ней появлялся оттиск. Тогда винт с тигелем поднимали, поворачивая рычаг в противоположную сторону, вынимали из-под пресса талер, поднимали фрашкет, снимали с тимпана отпечатанный лист и вывешивали его на просушку. Вся эта последовательность операций повторялась раз за разом до конца рабочего дня.

С одного набора получали сотни оттисков. Высушенные листы снова шли под пресс, чтобы получить оттиск на оборотной стороне. Затем их укладывали на доску, сверху накрывали другой доской и придавливали грузом в 40–50 фунтов, чтобы разгладить. Через 5–6 часов их вынимали, складывали в кипы, сортировали и отдавали в переплет.

Текст в два цвета получали так. Сначала печатали черный текст, накрывая фрашкетом те места, которые предстояло еще отпечатать красным. После просушки лист возвращали под пресс, накрывали фрашкетом уже готовый оттиск и печатали красной краской. Трудность состояла в том, чтобы строки, выполненные разными красками, не накладывались одна на другую. Были и другие способы печати в два цвета.

В крупных типографиях имело место разделение труда. Набором занимались специально подготовленные рабочие. Само печатание было менее сложной операцией, но требовало физической силы и аккуратности. Кроме трех основных операций: набора, нанесения краски и печатания, было множество подсобных: складывать просушенные листы в кипы, раскладывать их для переплета, мешать краску, таскать воду и т. д. Это обычно было делом учеников. В крупной типографии на три-четыре станка держали еще корректора и надзирателя - так называемого фактора. В начале XVI в. в крупных типографиях на каждый станок приходилось в среднем по 5 рабочих, что было закреплено и законодательно.

Неизвестно, чем занимался Гутенберг до возвращения в Майнц (это произошло в 1448 г.). Установлено лишь, что в 1444 г. он еще жил в Страсбурге, а в 1448 г. - уже в Майнце. В частности, 17 октября 1448 г. он подписал там документ о займе в 150 гульденов. Однако, как полагают некоторые историки, Гутенберг мог очутиться в Майнце уже в 1445–1446 гг., и именно с ним связаны первые анонимные печатные издания, от которых остались лишь фрагменты.

Наиболее важен фрагмент «Сивиллиной книги» - «Страшный суд», отпечатанный предположительно в 1445 г. Сама техника печатания, еще весьма примитивная, позволила предположить, что это и была первая Гутенбергова книга. Затем следуют донаты, отпечатанные на пергамене, и миссал 1449 г.

К первым печатным изданиям Гутенберга причисляют также астрономический календарь на 1448 г. (впоследствии выяснилось, что это отнюдь не календарь, а астрологическая таблица на 30 лет вперед и издана она не в 1447 г., а на 10 лет позже). Приблизительно тогда же, в 1454–1456 гг., вышел медицинский календарь, а еще раньше - ряд мелких изданий: так называемый «Турецкий календарь», «Турецкая булла» папы Каликста III от 29 июня 1455 г., призывающая к борьбе с турками, и две индульгенции 1454–1455 гг. В 1456 г. было издано и описание епархий римско-католической церкви под названием «Provinciale romanum». Большинство этих изданий набрано шрифтом, получившим в специальной литературе название Donat-Kalendertype. Он сходен с рукописным готическим шрифтом-текстурой, которым переписывались богослужебные книги. Индульгенции набраны уже круглым готическим шрифтом. Сравнивая первые из названных изданий с последними, можно заметить усовершенствование техники печатания. Эти издания, изготовленные в основном по церковным заказам, явно помогли Гутенбергу усовершенствовать свое изобретение. Кроме того, изданные большими тиражами и продававшиеся только за наличные деньги, эти книги дали Гутенбергу возможность покрыть начальные расходы по оборудованию типографии и приступить к печатанию 42-строчной Библии - подлинного шедевра полиграфического искусства.

О деятельности Гутенберга в Майнце рассказывает в начале XVI в. летописец Хирзауского монастыря Иоганн Тритемий. Под 1450 г.: «Тогда в немецком городе на Рейне - Майнце Иоганном Гутенбергом было изобретено чудесное и неслыханное искусство печатать книги подвижными литерами; поскольку он истратил на это изобретение почти все свое имущество и, борясь с непреодолимыми трудностями, утратил всякую надежду успешно завершить дело за недостатком денег и уже намеревался отказаться от своих планов, то советами и деньгами помог ему Иоганн Фуст - тоже житель Майнца. Это позволило завершить начатую работу. Действительно, как я слышал от Петера Шёффера из Гернсхейма, жителя Майнца и зятя основателя этого искусства, печатному искусству с самого возникновения пришлось столкнуться с огромными трудностями. Ибо при печатании Библии расходы составили уже более 4000 гульденов.

Упомянутый Петер Шёффер был мудрым человеком. Он придумал более легкий способ отливать литеры и довел это искусство до такого уровня совершенства, на каком оно стоит ныне. И эти трое мужей держали свой способ печатания в тайне, но затем секрет был распространен их помощниками (без которых они не могли обойтись) сначала в Страсбурге, а затем и в других городах».

Таким образом, Гутенберг, столкнувшись с материальными затруднениями, вынужден был обратиться за помощью к состоятельному дельцу Иоганну Фусту. На полученные деньги были наняты подмастерья, в том числе П. Шёффер - отличный каллиграф и иллюминатор с опытом работы в Париже. Быстро обучившись искусству книгопечатания и женившись на дочери Фуста, он стал третьим компаньоном, а после выхода Гутенберга из компании и смерти Фуста - единственным владельцем типографии.

Некоторые дополнительные данные об издании Гутенбергом 42-строчной Библии дает опубликованное письмо гуманиста, историка и дипломата кардинала Энеа Сильвио Пикколомини, канцлера императора Фридриха III. В этом письме, отправленном из Вены 12 марта 1455 г., Пикколомини сообщает кардиналу Хуану де Карвахальо в Рим следующее: «О том виденном во Франкфурте удивительном человеке мне ничего отрицательного не писали. Полную Библию я не видел, а только некоторые ее тетради с разными книгами, выполненными чистым и точным шрифтом… Ваша милость могла бы без труда и без очков их прочитать. От многих свидетелей я узнал, что сделано 158 экземпляров, некоторые даже утверждали, что 180. В количестве я не совсем уверен; но в качестве я не сомневаюсь, если можно верить этим людям. Если бы я узнал Ваше желание, я бы купил Вам один экземпляр. Некоторые тетради поступили здесь к императору. Я попытаюсь, если это возможно, достать еще имеющуюся в продаже Библию и за нее заплачу. Но я опасаюсь, что это не удастся… так как еще до завершения печатания на нее объявились покупатели».

В письме не упоминается имя этого «удивительного человека», однако нетрудно догадаться, что им был Гутенберг.

До сих пор не удалось до конца выяснить обстоятельства возникновения тяжбы между Гутенбергом и Фустом в 1455 г. В распоряжении исследователей находится нотариальный акт, датированный 6 ноября 1455 г., с кратким изложением жалобы, поданной Фустом, и ответом Гутенберга на нее. Из этого акта следует, что в 1450 г. Гутенберг располагал собственной типографией и для окончательного оборудования ее занял у Фуста 800 гульденов, но затем вынужден был изготовленное на эти деньги оборудование заложить для покрытия долга.

Не позднее 1452 г. Фуст выдал Гутенбергу в долг под проценты еще 800 гульденов и вступил при этом в долю с Гутенбергом. Вот процентов-то с этой последней суммы Гутенберг и не хотел возвращать заимодавцу, и тогда Фуст решил расторгнуть договор и востребовать с Гутенберга обе суммы вместе с процентами, итого - 2026 гульденов. Суд удовлетворил этот иск лишь частично, постановив, что вторая из внесенных сумм не может квалифицироваться как заем, а лишь как взнос компаньона в совместное предприятие.

Как бы то ни было, судебный процесс, естественно, окончательно перессорил Гутенберга и Фуста и подорвал материальное положение изобретателя. И тем не менее, именно эти годы были временем величайшего триумфа Гутенберга: увидел свет неповторимый шедевр книжного искусства - так называемая 42-строчная Библия (в отличие от другого, более позднего издания - 36-строчной Библии).

Ее подготовка к печати потребовала огромной работы: начата она была, по всей видимости, в 1452 г., а закончена, судя по пометкам рубрикатора, не позднее августа 1456 г. Скорее всего, согласно цитированному письму Пикколомини, в начале 1455 г. Гутенберг стремился к тому, чтобы в этом издании была воссоздана вся красота рукописной книги - не только замысловатые инициалы, рубрики и т. п., но и богатство шрифта.

С этой целью Гутенберг изготовил 290 разнообразных литер, включая характерные для манускриптов лигатуры и сокращения. Это готическая текстура, какой пользовались при печатании донатов, но гораздо стройнее и элегантнее.

Стремясь к предельному совершенству, Гутенберг проявлял неумолимую требовательность к наборщикам. Поэтому работа подвигалась медленно: за день шесть наборщиков успевали подготовить всего одну страницу. С какими трудностями приходилось сталкиваться издателю, показывает анализ бумаги. Сначала Библию печатали на отличной односортной бумаге. Через полтора года ее запас иссяк, пришлось закупать бумагу небольшими порциями и даже использовать отходы.

В 1454 г. из-за нехватки бумаги работу вообще приостановили. Чтобы раздобыть деньги, Гутенбергу, видимо, пришлось часть подмастерьев оторвать от работы над Библией и отпечатать более доходные издания - «Турецкий календарь» и индульгенции. Местные церковные власти оплатили эту продукцию наличными, а Гутенберг смог закупить достаточно добротную бумагу, которой хватило для завершения издания Библии.

В отношении тиража 42-строчной Библии до сих пор предполагалось, что было отпечатано 200 экземпляров, из которых 35 на пергамене, а 165 на бумаге. Однако, основываясь на письме Пикколомини, немецкий исследователь Л. Хоффман приходит к выводу, что первоначально тираж Библии был установлен в количестве 158 экземпляров, но в дальнейшем, в связи с большим спросом на книгу, был доведен до 180.

В нормальных условиях прибыли от распродажи этого тиража должно было хватить на расчеты с кредиторами и даже на расширение предприятия, но, как мы помним, тяжба с Фустом до такой степени подорвала финансовое положение Гутенберга, что ему пришлось продать часть оборудования и шрифты, а сама типография досталась его недругам - Фусту и Шёфферу.

От этого и более позднего периодов не осталось каких-либо печатных памятников, которые без колебаний можно было бы приписать Гутенбергу. Великий изобретатель никогда не ставил на книгах своего имени. В 1457 г. была на высоком художественном уровне изготовлена Псалтирь, часто называемая по месту издания Майнцской Псалтирью. Хотя в колофоне этой книги названы Фуст и Шёффер, некоторые исследователи полагают, что те лишь завершили издание, начал же его сам Гутенберг.

В 1462 г. в Майнце произошли крупные политические события. Разгорелась борьба за место архиепископа. Победивший в этой борьбе Адольф фон Нассау зачислил Гутенберга в свою свиту и создал ему все условия для безбедного существования.

Великий первопечатник скончался 3 февраля 1468 г. и был похоронен во францисканской церкви. К сожалению, церковь впоследствии перестраивалась…

Сегодня около полусотни экземпляров Библии Гутенберга - первой книги, отпечатанной в Европе в XV в., - хранятся за семью печатями в престижных библиотеках и монастырях мира.

Конечно, более или менее общепринятая в исторической или библиографической науке точка зрения признает изобретателем книгопечатания именно Иоганна Гутенберга, однако скептики утверждают, что это скорее традиция, чем непреложная истина, - слишком много загадок еще таит Иоганн Гуттенберг…

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

5. Библия 5. 1. Евангелия, распятие Иисуса, храм Соломона Библия написана, вероятно, в период от XI по XVI или даже XVII века н.э.В конце XI или в начале XII века пишутся Евангелия, рассказывающиеся о жизни Иисуса Христа и о его распятии в XI веке.Распятие Иисуса Христа происходит,

автора Носовский Глеб Владимирович

8.8. БИБЛИЯ: НОЙ СТРОИТ КОВЧЕГ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ. БИБЛИЯ МОРМОНОВ: НЕВИЙ СТРОИТ КОРАБЛЬ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОКЕАН Библия мормонов рассказывает далее, что пройдя длинный путь, люди Невия-Ноя вышли на берег какого-то ОГРОМНОГО МОРЯ. Рассказ о дальнейших событиях является ОДНИМ ИЗ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

8.9. ОБЫЧНАЯ БИБЛИЯ: ПЛАВАНИЕ НОЯ ПО ВЕЛИКИМ ВОДАМ. БИБЛИЯ МОРМОНОВ: ПЛАВАНИЕ НЕВИЯ ЧЕРЕЗ ВЕЛИКИЙ ОКЕАН «После того, как я, Нефий, ЗАКОНЧИЛ КОРАБЛЬ по наставлениям Господа, мои братья увидели, что ОН БЫЛ ХОРОШ И ВЕСЬМА ПРОЧНОЙ РАБОТЫ, и потому они снова смирились пред

автора Носовский Глеб Владимирович

8. Библия: Ной строит ковчег для плавания Библия мормонов: Невий строит корабль для плавания через океан Библия мормонов повествует, что, проделав длинный путь, люди Невия-Ноя вышли на берег огромного моря. Рассказ о дальнейших событиях - один из центральных в Библии

Из книги Русь и Рим. Колонизация Америки Русью-Ордой в XV–XVI веках автора Носовский Глеб Владимирович

9. Библия: плавание Ноя по великим водам Библия мормонов: плавание Невия через великий океан «После того как я, Нефий, закончил корабль по наставлениям Господа, мои братья увидели, что он был хорош и весьма прочной работы, и потому они снова смирились пред Господом… Голос

Из книги Русь и Рим. Колонизация Америки Русью-Ордой в XV–XVI веках автора Носовский Глеб Владимирович

29. Острожская Библия - это Пермская, то есть Австрийская, то есть восточно-имперская «монгольская» Библия Как мы видели, современная Библия в одном из своих первых вариантов напечатана в конце XVI века по-славянски. Это - известное издание Ивана Федорова, так называемая

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 6 Завоевание Америки в XV веке войсками Руси-Орды и Османии = Атамании Библейский патриарх Ной - это Христофор Колумб Обычная Библия и Библия Мормонов 1. Наша реконструкция и вводные замечания В библейской книге Бытие есть известный рассказ о всемирном потопе. Вот

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

8. Обычная Библия: Ной строит ковчег для плавания Библия мормонов: Невий строит корабль для плавания через океан Библия мормонов рассказывает далее, что, пройдя длинный путь, люди Невия-Ноя вышли на берег какого-то огромного моря. Рассказ о дальнейших событиях является

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

9. Обычная Библия: плавание Ноя по великим водам Библия мормонов: плавание Невия через великий океан Библия Мормонов говорит: «После того, как я, Нефий, закончил корабль по наставлениям Господа, мои братья увидели, что ОН БЫЛ ХОРОШ И ВЕСЬМА ПРОЧНОЙ РАБОТЫ, и потому они снова

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

автора

Глава II Отправная точка изобретения Гутенберга Типизация и технизация в дотипографском книжном деле Обучение чтению. Гравюра. 1490 г. Орнамент из рукописной книги КнигописецИдея тиража не могла возникнуть без некоторой типизации книжной продукции в допечатный период. В

Из книги Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе автора Варбанец Наталия Васильевна

Глава IV Хельмаспергеровский нотариальный акт Процесс Фуста против Гутенберга Сцена присяги и персонажи (внизу слева и справа) судебной процедуры Jacobus de Theramo. Belial. Магдебург, 1492 г. Рукописный колофон П. Шеффера. 1449 г.После четырех с половиной безвестных лет Гутенберг в

Из книги Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе автора Варбанец Наталия Васильевна

Глава V «Дело книг» Шрифты и издания Гутенберга Портрет Гутенберга из базельского издания 1578 г. Фрагмент 36-строчной Библии (слева). Фрагмент 42-строчной Библии (справа) Фрагмент индульгенции LI 31 (внизу)Отправной точкой для реконструкции типографской деятельности

Из книги Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе автора Варбанец Наталия Васильевна

Глава IX «Следы медведя» Идейный смысл подвига Гутенберга Сообщение А. Гельтхуса о месте могилы Гутенберга Майнц, 1499 г. Страшный суд. Разделение праведников и грешников. Jacobus de Theramo. Belial. Магдебург, 1492 г. «Сивиллина книга». Фрагмент о «Страшном суде» (сильно уменьшен).Вряд

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Оригинал взят у streetart_ekb в Самое в России - 55

Библия Гутенберга - это скорее опознавательный код, европейская цивилизационная реликвия, материализация старта какой-то очень серьезной перемены, которая случилась с нашей (европейской) цивилизацией и не только нашей. На Дальнем Востоке ксиллография существовала за более чем полутысячелетие ДО. Но только с нами эта новация сотворила чудо. А потом мы заразили этим чудом весь остальной мир.

Напечатано было 180 экземпляров. Сохранилось 47. 2 из них сейчас в России. Бумажный, чуть более простой в библиотеке МГУ. Пергаментный украшенный вариант в РГБ (по-старому Ленинке). Надо признать, что обе Библии являются трофейными. Их вывезли после войны из Лейпцига. Я уже не раз делился с друзьями свои отношением к теме трофейного искусства. Кроме всего прочего, считаю появление этих двух книг воздаянием за бездарную продажу варваром Сталиным из Российской национальной библиотеки 1 экземпляра бумажной Библии Гутенберга.

Это первая типографская инкунабула. По количеству инкунабул (самых первых европейских книг, изданных с момента начала книгопечатания и до 1 января 1501 года) российские библиотеки на не самом последнем месте в мире. Питерская РНБ входит в мировой топ-10, занимая 7 место. Московская РГБ в одном шаге от топ-10 и занимает 11 место. Полагаю, что РГБ не совсем учитывает все трофейные книги, хотя и ведет весьма последовательную и качественную работу по публикации трофейных фондов. Так что не исключено, что в этой табели о рангах наши библиотеки могут реально стоять и на более высоких позициях.